Вирт Юлия
262

Печать для ИП

Вправе ли индивидуальный предприниматель работать без печати? С одной стороны, такая обязанность прямо не установлено, с другой — в ряде случаев без нее не обойтись.

Содержание

Обязан ли ИП иметь печать

Гражданин вправе, в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ, заниматься предпринимательской деятельностью с момента госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, определенных абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ. Наличие официального оттиска действующим законодательством к обязательным условиям осуществления предпринимательской деятельности не относится.

ВАЖНО!
В первичных документах достаточно подписи индивидуального предпринимателя.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе работать без использования штампов, заверяя документы только подписью. Право бизнесмена самостоятельно принимать решение относительно работы с официальным оттиском или без него подтвердила ИФНС еще в 2016 года в письме от 28.02.2006 № 28-10/15239. С тех пор законодательство и позиция надзорных органов не менялись.

Подробнее: нужна ли ИП печать

В каких случаях печать ИП нужна

Оттиск на документе рядом организаций воспринимается как дополнительная гарантия надежности контрагента. Но в таком случае можно ограничиться письмом при работе без штампов. Но в некоторых случаях индивидуальному предпринимателю обзавестись официальным оттиском придется. Подписи недостаточно:

  • при работе с чековыми книжками;
  • при участии в госзакупках;
  • для ряда бланков строгой отчетности.

В настоящее время законодатель стал учитывать право бизнесмена заверять документы только подписью, в связи с чем появляются разъяснения ведомств о допустимости отсутствия оттисков на унифицированных формах. Принимаемые инструкции также допускают отсутствие штампов. Например, ранее действовавшие требования заверять записи в трудовых книжках не только подписью уполномоченного лица, но и официальным штампом отменены. Вступивший в силу в сентябре 2021 года порядок ведения и хранения трудовых книжек (утв. Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н) допускает заверять записи только подписью в случае отсутствия у работодателей штампов.

Для сведения: нужна ли печать на справке о зарплате (2-НДФЛ)

Требования к печатям ИП

Как таковые требования к официальному оттиску индивидуального предпринимателя отсутствуют, необходимо лишь соблюдать общие запреты:

  • на размещение государственных знаков (например, герба);
  • на использование зарегистрированных торговых знаков и логотипов.

Варианты печатей для ИП

Как правило, на оттиске указываются следующие идентификаторы:

  • слова «индивидуальный предприниматель»;
  • Ф.И.О. предпринимателя;
  • ОГРНИП;
  • ИНН;
  • местонахождение ИП.

В целом при изготовлении штампов все параметры отдаются на выбор самого бизнесмена.

Характеристика Допустимые варианты
Форма Круглая, треугольная, прямоугольная
Тип Ручная, автоматическая, самонаборная
Размер Карманная, настольная
Материал Пластиковая, металлическая
Цвет Монохромные, многоцветные
Графические изображения Логотип, собственная торговая марка, элементы декора

Бизнесмен вправе включить в штамп дополнительную информацию, например, сферу деятельности. Следует учесть, что графические изображения и дополнительная информация не должны снижать читабельность основных данных.

Для исключения подделки штампа используют клише с дополнительной защитой:

  • гильоширные сетки, толщина которых не превышает 0,1 мм;
  • гравировку;
  • штрихкод;
  • специальные метки и т. п.

Какие документы нужны для заказа печати

Для заказа официального оттиска индивидуальному предпринимателю необходимо подтвердить сведения, которые планируется расположить на штампе. Для этого необходимы паспорт и выписка из ЕГРИП, с указанием ОГРНИП, ИНН и места регистрации индивидуального предпринимателя.

ВАЖНО!
После изготовления официального оттиска бизнесмен издает приказ в произвольной форме о начале использования в своей деятельности штампа.

Может ли ИП иметь несколько печатей

Ограничения по количеству оттисков для индивидуальных предпринимателей законодательство не устанавливает. Это означает, что бизнесмен вправе иметь два, три или более официальных оттисков. Более того, нет обязательного требования к идентичности всех экземпляров. Индивидуальный предприниматель вправе иметь разные штампы для договоров, бухгалтерских документов и т. п. Но необходимо помнить, что разные оттиски на документах могут вызвать настороженность контрагентов в отношении их подлинности.

Нужно ли регистрировать печать в налоговой

Обязанности регистрировать официальный оттиск в налоговой инспекции законодательно не установлено. Но в целях защиты от мошенничества бизнесмен вправе самостоятельно зарегистрировать его в ФНС.

ВАЖНО!
В случае отсутствия зарегистрированного оттиска суды признают действительным любой штамп с данными индивидуального предпринимателя.

Для регистрации бизнесмену необходимо:

  1. Получить выписку из ЕГРИП.
  2. Заполнить заявление на регистрацию.
  3. Приложить к заявлению копию паспорта, выписку из ЕГРИП, образец оттиска.
  4. Передать заявление в территориальный налоговый орган при посещении офиса или почтовым отправлением.
ВАЖНО!
При краже или утере зарегистрированного штампа необходимо обратиться с заявлением в полицию. Полученная в теротделе полиции справка передается в отделение налоговой инспекции, после чего оформляется дубликат.

Стоимость и сроки изготовления печати для ИП

Изготовлением штампов занимаются специализированные организации, к которым необходимо обратиться, предоставив эскиз и пакет документов. Если не получается самостоятельно разработать эскиз, бизнесмен вправе воспользоваться одним из предлагаемых изготовителями шаблонов.

Стоимость изготовления зависит:

  • от сложности эскиза;
  • срочности заказа;
  • используемых материалов;
  • габаритов оттиска и т. п.

Средняя стоимость изготовления стандартного штампа составляет 400-500 руб. Стандартный срок изготовления составляет 1-3 дня. При необходимости срочного изготовления возможно выполнение работ в течение суток.

Как уведомить контрагента о том, что ИП работает без печати

Что делать, если бизнесмен работает без печати, а контрагенты ее требуют в качестве подтверждения сделки? Выход: направить уведомительное письмо о работе без печати. Унифицированной формы уведомления нет, поэтому письмо составляется в произвольной форме с соблюдением принципов делового письма.

ВАЖНО!
Желательно оформить уведомление на фирменном бланке.

В письме необходимо указать:

  • наименование контрагента — получателя уведомления;
  • реквизиты получателя;
  • данные индивидуального предпринимателя (Ф.И.О., ОГРНИП, ИНН). Если письмо составляется на фирменном бланке, данные бизнесмена указывать нет необходимости;
  • наименование документа;
  • суть уведомления с указанием об отсутствии законодательно установленной обязанности использовать печать;
  • дату составления.

Письмо заверяется собственноручной подписью индивидуального предпринимателя.

Подробнее: как составить уведомление об отсутствии печати у ИП