Существуют ли способы законного дробления бизнеса

Поскольку законодательством не установлены нормы, позволяющие проводить различие между законным и незаконным дроблением бизнеса, вопрос о возможности квалификации таких действий, как налоговые правонарушения, остается открытым, поэтому предлагаю самим разобраться в нем. Здесь я расскажу, когда и зачем используется данный инструмент и, главное, существуют ли законные методы оптимизации.

Содержание

Что такое дробление бизнеса

Дробление бизнеса представляет собой модель организации предпринимательской деятельности, при которой происходит разделение организации на несколько юридических лиц, каждое из которых отвечает за определенное направление хозяйственной деятельности или определенную функцию.

Подробнее: что такое дробление бизнеса и каковы его последствия

Кому и зачем нужно дробление бизнеса

Использование данной модели позволяет компаниям усовершенствовать систему управления, сделать деятельность более эффективной (например, путем расширения через дочерние компании) и оптимизировать налогообложение путем перераспределения доходов и расходов для налоговой выгоды и использования специальных налоговых режимов для компаний. Кроме того, использование данного механизма иногда направлено на разделение не только активов, но и рисков между компаниями. Но такое разделение окажется полезным, только если подходить к нему грамотно и осторожно.

Дробление бизнеса: законно ли это

Изначально налогоплательщик самостоятельно и единолично оценивает целесообразность, рациональность, эффективность своей экономической деятельности с точки зрения полученного результата. Следует отождествлять законную налоговую оптимизацию от создания схем по уходу от налогов. В своей практике я неоднократно сталкивалась с тем, что должностные лица ФНС России часто путают данные понятия. Это неудивительно, так как признаки, которые позволяли бы провести четкую грань на нормативном уровне, не установлены. Но у незаконного метода есть единственная цель — это получение необоснованной выгоды путем ухода от налогов. Так, могут рассматриваться налоговой службой и судами как доказательства незаконного дробления следующие признаки:

  • единство предпринимательского интереса;
  • использование единой клиентской базы;
  • деятельность в одном или связанных помещениях;
  • взаимозависимость учредителей организаций и пр.

Самостоятельная хозяйственная деятельность, наличие у каждого из взаимозависимых юридических лиц штата работников, уникальные клиентские базы, осуществление торговой деятельности по сегментам рынка и другие признаки самостоятельности субъектов, напротив, могут быть рассмотрены судами в качестве признаков отсутствия умысла на совершение налогового правонарушения.

В вопросе правомерности использования данной модели управления некоторую ясность внесло ведомство в своих письмах от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984, от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@, где ведомство напомнило о первоначальной своей обязанности защищать и соблюдать права налогоплательщиков и отметило важность избегания необоснованных претензий к дроблению бизнеса, которое не преследует цель уходов от налогов, поскольку изменение структуры управления является исключительным правом хозяйствующего субъекта.

Вам будет полезно узнать: законно ли «семейное» дробление бизнеса

Существуют ли законные методы дробления бизнеса

Для ответа на этот вопрос приведу пример: ФНС привлекла налогоплательщика к административной ответственности на том основании, что тот якобы применял механизм ухода от налогообложения своих доходов с использованием взаимозависимых организаций. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2022 № 306-ЭС21-21905 по делу № А49-4003/2020 постановление о привлечении к административной ответственности удалось оспорить, поскольку взаимозависимость обществ сама по себе не является доказательством правонарушения плюс налогоплательщики являлись самостоятельными лицами, осуществляли предпринимательскую деятельность независимо друг от друга. Аналогичный случай рассматривался Арбитражным судом Поволжского округа от 11.03.2021 № Ф06-117/2021 по делу № А12-5142/2020. Как и в предыдущем деле, налогоплательщик подтвердил реальность и самостоятельность деятельности каждого общества.

На другой чаше весов окажется пример из практики арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2018 № Ф07-14689/2017, Ф07-16721/2017 по делу № А05-9428/2016, где ФНС предоставила доказательства того, что организации имели совокупность общих признаков согласованности действий, а налогоплательщик уже не смог доказать действительность осуществления реальной экономической деятельности каждым субъектом группы отдельно, вне связи с основным обществом. В итоге суд посчитал, что налогоплательщик преследовал единственную цель — уменьшение налоговой нагрузки.

ВАЖНО!
Судебная практика показывает, что необязательно дробление бизнеса является «схемой» по уходу от налогов, а в ряде случаев использование данного механизма позволяет оптимизировать налоговую нагрузку, но не уйти от бремени уплаты налогов.
Подробнее: судебная практика по дроблению бизнеса

При совокупности следующих условий дробление бизнеса является законным:

  1. Наличие экономической цели при дроблении бизнеса.
  2. Экономическая самостоятельность вновь созданных хозяйствующих субъектов.
  3. Ведение деятельности самостоятельно с использованием собственных материально-технических, трудовых, производственных и иных ресурсов.

Как видим, при рассмотрении вопроса о допустимости применения схемы «дробления», следует исходить из того, что каждый субъект хозяйствования, включенный в группу компаний, обязан вести самостоятельную хозяйственную деятельность, в том числе получать прибыль и нести расходы вне связи с основной компанией, вести свой бухгалтерский учет, а также иметь свой штат сотрудников, обеспечивающих выполнение других функций, не являющихся однородными по сравнению с другими членами группы.

Подробнее: как законно провести дробление бизнеса

Часто задаваемые вопросы по теме

Юрисконсульт. С 2017 года оказываю квалифицированную юридическую помощь по правовым вопросам.