Что такое РСБУ и МСФО и какие между ними различия
Отличие РБСУ от МСФО:
- валюта;
- отчетные периоды;
- принципы предоставления информации;
- консолидация отчетности;
- экономические цели.
Понятия бухгалтерских стандартов
Язык бухгалтеров для обычного человека часто является почти иностранным. «Сальдо», «бульдо», «сторно», ПБУ и, наконец, даже МСФО и РСБУ. Что означают все эти термины, как их использовать на практике? Чтобы понять это все до конца, необходимо принадлежать к бухгалтерскому сообществу. Бухгалтеры понимают, что РСБУ и МСФО — это стандарты бухгалтерского учета, действующие на территории России.
Такие понятия, как:
- российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ);
- международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
редко затрагивают одну и ту же компанию одновременно. Чаще всего бухгалтерам хватает национальных стандартов, которые Минфин предложил видеть в Положениях о бухгалтерском учете (ПБУ). А то, кто делает МСФО, кто РСБУ, — диктуют правила ведения бизнеса.
Может пригодиться: что скрывается за термином «чистый операционный доход» и где он применяется
Международные стандарты необходимы только тем организациям, которые имеют иностранные инвестиции, сами инвестируют в заграничный бизнес, представлены в других странах или реализуют акции на Московской и других биржах. Им важна возможность формировать финансовую отчетность одновременно по РСБУ и МСФО.
Дело в том, что состав и назначение форм финансовой отчётности по РСБУ и МСФО существенно различаются. Разберемся, почему так происходит.
РСБУ и МСФО: сходства и различия
Глобальные различия между международной и российской системами финансовой отчетности и бухучёта заключаются в концепции составления документации. Хотя Минфин России и работает над их сближением, пока существенная разница сохраняется. У этих двух стандартов разные цели составления финансовой отчетности. Условно их разделяют так:
- в МСФО — это демонстрация бухгалтерской и управленческой информации для кредиторов и инвесторов;
- в РСБУ — это контроль уполномоченных надзорных органов за ведением учета и составлением документации.
Именно поэтому и подход, и принципы составления отчетов различаются. В чем же заключается эта разница?
- Приоритет в МФСО экономического содержания над юридической документальной формой.
- Принципы соответствия доходов и расходов.
- Валюта отчетности и временная стоимость денежных средств.
- Консолидация отчетности.
- Учет обесценивания долгосрочных активов.
- Преобладание в МФСО профессионального мнения бухгалтера над первичным документом.
- Определение отчетного периода.
- Определение процентного дохода.
- Многокомпонентные соглашения и их содержание.
- Принципы определения налоговой базы.
- Принципы отчетности о движении денежных средств.
Сравнение международных и российских стандартов
Более детально сходства и различия РСБУ и МСФО показаны в таблице:
Принцип учета или отчетности | Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) | Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) |
---|---|---|
Цели сбора и систематизации информации | Отчетность используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. | Отчетность необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам. |
Форма | Операции отражаются с экономической стороны. Профессиональное суждение бухгалтера является определяющим. | В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой. |
Учет доходов и расходов | В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе. | Действующие принципы РСБУ соответствия доходов и расходов упоминаются в ПБУ, но не используются на практике или нарушаются. Между этими принципами в РСБУ и международных стандартах есть существенные различия. |
Отчетный период | Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период выбирает компания, исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. | Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря). |
Консолидация отчетности | Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе. | Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, каждая организация составляет собственный баланс. Но Минфин установил взаимосвязь международных и российских стандартов в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ. |
Определение налоговой базы | Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании. | Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.). |
Валюта | Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта). | Отчетность составляется только в рублях. |
Определение процентного дохода | Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен ее перерасчет. | Ставка процента устанавливается по договору. Понятие эффективной процентной ставки отсутствует. |
Многокомпонентные соглашения | В МСФО широко применяется принцип многокомпонентности. Некоторые операции верно оцениваются экономически только после разделения на компоненты. А другие операции учитываются только в блоке, если достичь нужного экономического эффекта реально только при их взаимодействии. |
В РСБУ нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки. |
Финансовые инструменты |
В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:
Все конвертируемые инструменты разделены на два компонента:
Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. Компонент «капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки. |
Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они бывают как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации). |
Классификация аренды | Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом. | В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора. |
Справедливая стоимость активов | Понятие «справедливая стоимость» часто применяется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи финансовой отчетности хотят иметь информацию о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. Балансовая стоимость активов не бывает выше той суммы, которая получится в текущий период времени от их продажи или использования. Это позволяет инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать оперативные инвестиционные решения. | Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Как показывает сравнение учета основных средств по МСФО и РСБУ: в отчетах РСБУ нередко происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ используется понятие «текущая рыночная стоимость» активов организации. |
Преимущества МСФО перед РСБУ в рыночных условиях
Таким образом, мы видим, что сходств между этими стандартами на сегодняшний день пока мало. А вот отличия МСФО от РСБУ (таблица) видны очень явно. В России к финансовой отчетности до сих пор сохраняется более формальный подход, основанный на множестве инструкций и правил, не дающих бухгалтеру проявлять гибкость в оценке происходящего в компании. Но иногда в организациях установлена обязательность применения МСФО и РСБУ, а Минфин работает по внедрению международных стандартов, постепенно заменяя ими действующие ПБУ.
Отчеты о финансовых результатах и движении денежных средств готовятся практически независимо друг от друга. Отдельно от них находится и сам баланс, показывающий всю финансовую картину. Его обычно компании составляют первым. Это связано с тем, что современная бухгалтерия мало реформировалась по сравнению с недавним советским прошлым, основанным на монополии государства и плановой экономике.
В МСФО всего три основные отчетные формы:
- баланс;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о финансовых результатах.
Они составляются последовательно, и между ними существует прочная связь. Первым делом бухгалтер составляет отчет о финансовых результатах и отражает в нем доходы и расходы от всех видов деятельности компании. Только после этого составляется отчет о движении денежных средств, задачей которого является распределение полученной прибыли на все неденежные статьи. Только на основе данных из первых двух отчетов составляется бухгалтерский баланс. Такой подход позволяет получить максимально полную и достоверную информацию о финансовом состоянии организации, что особенно важно для кредиторов и инвесторов. При необходимости любая российская организация вправе унифицировать учетную политику по МСФО и РСБУ, компания может применять те стандарты, которые оправданы и удобны в работе, но отчитываться в ФНС и другие фискальные службы необходимо по установленным в РФ стандартам.