Активы предприятия: что это такое и как их учитывать

В бухгалтерии специалисты широко оперируют понятиями «активы» и «пассивы». Но не все люди, знакомые с учетом поверхностно, знают, что это такое. Из этой статьи можно узнать, что относится к активам предприятия, какими они бывают и как отразить их в бухучете без ошибок.

Содержание

Если отвлечься от бухгалтерской терминологии, можно сказать, что активы предприятия — это все, чем оно владеет. Как в материальном смысле, так и в нематериальном. В активы входят:

  • деньги, размещенные на банковских счетах организации и в кассе;
  • товарные запасы;
  • основные средства (оборудование, транспорт, недвижимость и т. д.);
  • производственные запасы (сырье, готовая продукция);
  • ценные бумаги;
  • дебеторская задолженность (то, что должны предприятию другие лица);
  • права на изобретения, патенты, авторские права и т. д;
  • доли в других компаниях;
  • любое другое имущество или имущественные права.

Официальное определение этого понятия дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29.12.1997. В соответствии с этим документом:

Активы организации — это хозяйственные средства, контроль над которыми она получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести организации экономические выгоды в будущем.

Из этого определения очевидно, что все имущество, финансы и различные права необходимо строго учитывать, а также управлять ими. Ведь только в этом случае они могут принести прибыль (ту самую экономическую выгоду). Как это происходит? Будем разбираться.

Классификация

Приведенные выше примеры активов показывают, что это понятие очень разноплановое. В их число входят и права, и финансы, и материальные ценности. Именно так выглядит самое основное их деление на 3 большие группы:

  1. Материальные.
  2. Нематериальные.
  3. Финансовые.

Но это еще не все, по типу использования их компанией они могут быть:

  • оборотными — которые постоянно используются в хозяйственной деятельности предприятия, т. е. участвуют в обороте;
  • внеоборотными — непосредственно не участвующие в обороте, но влияющие на достаток и ликвидность компании (самый яркий пример — основные средства).

Также все материальные и нематериальные ценности можно поделить на:

  • собственные и привлеченные (арендованные средства, особенно на долгий срок, также являются активами);
  • производственные и непроизводственные;
  • высоко-, средне-, малоликвидные и неликвидные;
  • валовые и чистые.

Каждая из этих классификаций раскрывает определенный признак имущества или финансов. Это позволяет систематизировать их характеристики, а значит, и оценить деятельность и прибыльность коммерческого предприятия в конкретных экономических условиях. Анализ хозяйственной деятельности невозможен без тщательной оценки активов, так как на его основании принимаются управленческие решения о перспективах и текущем развитии бизнеса. Также их корректный учет очень важен для финансовой и налоговой отчетности.

Анализ и управление

Управлять ценностями организации можно только путем тщательного их учета, планирования и контроля использования. Это целая сбалансированная система мер, направленная на разработку и реализацию управленческих решений, связанных с оборотом активов. Такой оборот заключается в:

  • поступлении имущества или финансов на баланс (приобретение, займ, аренда);
  • учете остатков на складах, в производстве и на реализации;
  • выбытии имущества (реализация, списание, передача в аренду и т. д).

Финансовый менеджмент должен быть всегда направлен на рост рыночной стоимости предприятия и повышение его рентабельности, а значит, и ликвидности. Алгоритм действий, которые ежедневно должны выполнять бухгалтеры, экономисты и руководство каждой компании, выглядит так:

  1. Создание достаточного уровня необходимых для хозяйственной деятельности товарных и производственных запасов, финансов, оборудования, недвижимости и тому подобного.
  2. Повышение уровня производительности предприятия, а также его потенциальной доходности.
  3. Эффективное использование всех ресурсов с учетом всех возможных коммерческих рисков и сферы деятельности компании.
  4. Минимизация рисков при заданном уровне рентабельности.
  5. Повышение ликвидности активов, а также их оборачиваемости.
  6. Поддержание достаточного уровня платежеспособности.
  7. Минимизация затрат на организацию оборота активов.

Учет и контроль

Для того чтобы учитывать имущественные, нематериальные и финансовые запасы, бухгалтеры предприятия используют так называемые активные счета из плана счетов. В частности, в большинстве случаев это такие счета, как:

  • 01 «Основные средства»;
  • 04 «Нематериальные активы»;
  • 10 «Материалы»;
  • 41 «Товары»;
  • 43 «Готовая продукция»;
  • 50, 51, 52 учет денежных средств на банковских счетах, в кассе и в валюте;
  • 58 «Финансовые вложения».

А также другие счета бухгалтерского учета. При этом обязательно применение принципа сплошного документооборота, то есть каждая операция должна быть оформлена документом. Порядок определен Федеральным законом о бухгалтерском учете и конкретными нормативными актами, регламентирующими учет тех или иных объектов и хозяйственных операций.

Для информации: как правильно анализировать и рассчитывать оборачиваемость запасов

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года