Проактивные выплаты: что это такое и как с ними работать
Не так давно в бухгалтерском лексиконе появилось новое выражение — «проактивные выплаты». Рассмотрим, что входит в это понятие и каким образом проактивные суммы связаны с расчетами по социальному страхованию.
Понятие проактивной выплаты
В рассматриваемом случае термин «проактивные» подразумевает беззаявительный порядок назначения пособий по социальному страхованию, когда Социальный фонд России (СФР) выплачивает суммы не по заявлению застрахованного работника, а на основании ЭЛН (электронных листков нетрудоспособности, открываемых и закрываемых врачебным учреждением), а также иных документов, необходимых для выдачи следующих пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- при рождении ребенка (единовременное);
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком (ежемесячное).
Вам будет полезно узнать: как оплачивается больничный лист
Назначение и выдача перечисленных видов страхового обеспечения по обязательному соцстрахованию предусмотрены Фед. законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, а правила получения СФР информации, необходимой, чтобы проактивные выплаты были оформлены в соответствии его требованиями, утв. пост. Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 (далее — постановление № 2010). Проактивные выплаты требуют от СФР сбора данных из различных внешних источников (ФНС, врачебных учреждений, госреестров и т. п.), причем, как правило, в электронной форме. Исключение сделано лишь для отдельных категорий застрахованных лиц, сведения о которых составляют гостайну (п. 2 постановления № 2010).
Как происходит работа с проактивными выплатами СФР
Перечисленные выше нормативные правовые акты предусматривают новый порядок получения застрахованными лицами страхового обеспечения через проактивные (т. е. беззаявительные) выплаты. Для этого взаимодействие СФР (как страховщика) с медицинскими организациями, работодателями (страхователями), работниками (застрахованными лицами) и иными контрагентами, данные которых необходимы, чтобы проводить проактивные операции, должно осуществляться через сервис СЭДО (Социальный электронный документооборот).
Схему взаимодействия участников СЭДО можно представить следующим образом:
Чтобы суммы, направляемые на проактивные выплаты, были оформлены в соответствии с требованиями законодательства, участникам системы социального электронного документооборота СФР необходимо использовать следующие средства идентификации:
- страхователи (работодатели) осуществляют обмен документами, используя УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись), выданную аккредитованным удостоверяющим центром;
- медицинские организации открывает и закрывают ЭЛН (электронный листок нетрудоспособности) также с помощью УКЭП;
- застрахованные лица при обращении к страховщику (СФР) через портал «Госуслуги» могут использовать УНЭП (усиленную неквалифицированную электронную подпись).
Может пригодиться: как получить квалифицированную электронную подпись
Изначально застрахованные лица (работники) представляют своему работодателю все сведения (данные паспорта, места жительства, СНИЛС и т. п.), необходимые СФР для предоставления пособия через проактивные выплаты. Происходит это при приеме на работу, увольнении или при изменении данных работника. Затем страхователь отправляет их в свой территориальный орган СФР (страховщику) в течение 3 рабочих дней с момента получения (86-й тип и 101-й тип сообщений СЭДО).
Процесс оформления СФР документов на проактивные выплаты начинается в связи со следующим событием для:
- пособий по временной нетрудоспособности — с даты открытия ЭЛН (111-й тип сообщения СЭДО);
- пособия по беременности и родам — с даты закрытия ЭЛН (111-й тип сообщения СЭДО);
- пособия при рождении ребенка — с даты записи в ЕГР ЗАГС (Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния) о рождении ребенка;
- пособий по уходу за ребенком — сообщение от страхователя об инициации пособия на основании заявления застрахованного лица (109 и 104-й типы сообщения СЭДО).
При необходимости по каждому виду страхового обеспечения страхователи получают запрос СФР о предоставлении недостающих сведений, в т. ч. по итогам обработки полученного от страхователя сообщения СЭДО 109-го типа. Необходимые сведения на проактивные выплаты предоставляются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика.
По теме: что делать, если в 1С не приходят входящие запросы из СФР
Что такое проактивный реестр
Ранее запрос страховщика (СФР) о недостающих сведениях для назначения и выплаты пособия поступал к страхователю (работодателю) в виде «предзаполненного реестра». Необходимо было или подтвердить, или скорректировать эти сведения на основании собственных данных.
По новым правилам СФР (страховщик) осуществляет проактивные выплаты на основании данных из внешних источников, которые он получает в автоматическом режиме (например, из ЭЛН медучреждений, из записей ЕГР ЗАГС о рождении ребенка и т. п.), поэтому от страхователя (работодателя) больше не требуется предоставления реестра сведений страховых сумм. Из-за чего операции, оформленные по таким правилам, и называются — проактивные.
Вас может заинтересовать: как пользоваться шлюзом для отправки больничных листов
Что делать, если пришел запрос на проверку проактивной выплаты
Запрос на проактивные выплаты может быть направлен от СФР страхователю (работодателю) с целью проверки, корректировки, подтверждения сведений, собранных из внешних источников. Такой запрос заменяет собой ранее существовавшие реестры, формируемые для назначения и выплаты пособий.
Например, в случае сбора от работодателя сведений не в полном объеме, территориальный орган СФР в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет страхователю запрос о необходимости предоставить недостающие сведения или документы. Такие запросы поступают автоматически, при запуске СЭДО. Работодатель обязан исполнить требование страховщика: проверить сведения, заполнить недостающие данные. И отправить откорректированную информацию в срок до 3 рабочих дней со дня получения запроса.