Оформляем журнал хозяйственных операций
Рассмотрим особенности регистрации и учета хозяйственных операций. Какими бывают журналы-ордера и как их заполнять?
Каждую хозяйственную операцию, будь то поступление в кассу, покупка оборудования или списание ГСМ, нужно подтвердить первичным документом и принять к учету. Регистрировать первичку следует в момент операции либо сразу после ее завершения. А для систематизации информации принято использовать специальные учетные регистры — журналы хозяйственных операций.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
Форму бухучета, при которой все данные о хозяйственных операциях учитываются и систематизируются журналах регистрации хозяйственных операций, называют журнально-ордерной.
Основные принципы таковы:
- Записи производятся исключительно по кредитующим счетам, с указанием корреспонденции по дебету.
- Записи синтетического и аналитического учета совмещены в единой системе учета.
- Данные отражаются в учетных документах в разрезе показателей, необходимых для контроля и формирования отчетности.
- Можно применять объединенные журналы по связанным счетам.
- Можно формировать их помесячно.
Применять такую форму бухучета не обязательно. Организация может вести учет по мемориально-ордерной форме, в основе которой составление мемориальных ордеров на каждую хозяйственную операцию. Такой вид имеет ряд недостатков: значительное отставание аналитического учета от синтетического, а также повышенная трудоемкость: приходится дублировать записи несколько раз.
Формы журналов
Для бюджетников Минфин разработал и рекомендовал унифицированные бланки (Приказы от 23.09.2005 №123н и 10.02.2006 №25Н). Но применять их не обязательно (№402-ФЗ от 06.12.2011). Организация в праве самостоятельно разработать и утвердить бланки журналов учета. Но для этого их следует утвердить отдельным приказом руководителя или в виде приложения к учетной политике.
Бланк журнала ОКУД 0504071
Перечень действующих журналов
Бюджетники используют такие виды.
Номер журнала |
Вид операций |
---|---|
№1 |
Касса и движение наличных денежных средств |
№2 |
Банковские расчетные счета |
№3 |
Расчеты с подотчетными лицами |
№4 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
№5 |
расчеты с дебиторами по доходам |
№6 |
Расчеты по заработной плате, стипендиям, денежному довольствию |
№7 |
Выбытие и перемещение нефинансовых активов |
№8 |
Расчеты по прочим операциям |
№9 |
Санкционирование |
Некоммерческие организации применяют другие.
Наименование журнала-ордера |
Содержание операций |
---|---|
ЖО №1 |
Движение наличных денежных средств в кассе учреждения |
ЖО №2 |
Расчетные счета |
ЖО №3 |
Специальные банковские счета |
ЖО №4 |
Расчеты по кредитам и займам (краткосрочные и долгосрочные) |
ЖО №6 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
ЖО №7 |
Расчеты с подотчетными лицами |
ЖО №8 |
Расчеты по налогам и сборам, внутрихозяйственные операции, расчеты по авансам |
ЖО №10 |
Основное производство |
ЖО №11 |
Учет готовой продукции (товаров, работ или услуг) |
ЖО №12 |
Учет целевого финансирования |
ЖО №13 |
Основные средства и амортизация |
ЖО №15 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
ЖО №16 |
Вложение во внеоборотные активы |
Особенности формирования регистров бухучета
Закон №402-ФЗ устанавливает обязательные требования к учетной документации. Не зависимо от того, какой вид бланка был выбран организацией: унифицированный или разработанный самостоятельно.
Обязательные реквизиты регистра:
- Наименование документа и его формы.
- Полное наименование учреждения.
- Дата начала и дата завершения ведения записей в журнале. Период, за которыйон сформирован.
- Вид группировки объектов учета (хронологическая или систематическая группировка).
- Указание единицы измерения объектов бухучета, либо денежной величины измерения.
- Указание должностных лиц, ответственных за ведение регистра.
- Подписи ответственных лиц.
Регистрационные журналы составляются на бумажном носителе, либо в электронном виде. Для последних понадобится электронная подпись, которой заверяется документ. Без подписи (электронной или рукописной) журнал-ордер считается недействительным.
Исправления допускаются. Внести их может только лицо, ответственное за ведение журнала. Рядом следует указать дату и заверить исправительную запись подписью, с расшифровкой должности и ФИО ответственного лица.
Правила заполнения
Для каждого журнала действуют свои особенности заполнения. Рассмотрим основные правила заполнения подробнее.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ЖО №1)
Делаем записи на основании отчета кассира, подтвержденного соответствующими документами (РКО и ПКО) по итогам рабочего дня. Если движения по кассе незначительные, допускается вносить записи в регистр за 3-5 дней, по нескольким отчетам одновременно. Тогда в поле «Дата» указываем период, за который делаем записи. Например, 3-6 или 20-23.
Журнал-ордер 2
Записи осуществляются на основании банковских выписок и прочих подтверждающих документов (чеков, отчетов о состоянии лицевого счета). Допускается внесение одной записи по нескольким банковским выпискам. В таком случае, в поле «дата» обязательно указываем начальную и конечную дату выписок.
Журнал-ордер 6
Заполняем регистр на основании документов, подтверждающих расчеты с поставщиками и подрядчиками. Объединение записей не допускается. Итоговые остатки предыдущего периода переносятся в следующий регистр, в поле «Сальдо на начало месяца».
Журнал-ордер 7
Регистрируем расчеты с подотчетными лицами. По каждому авансовому отчету делаем отдельные записи. Не допускается объединение или группировка строк.
Журнал-ордер 8
Указываем данные по каждой операции:
- авансовые платежи и расчеты с подрядчиками и поставщиками (выданные и полученные);
- расчеты с бюджетами по налогам и сборам;
- расчеты с разными кредиторами и дебиторами;
- внутрихозяйственные операции.
Журнал-ордер 10
Делаем записи о расходах на собственное производство, в разрезе каждой хозяйственной операции (амортизация, заработная плата производственного персонала, материалы, расходы будущих периодов и прочее).
Журнал-ордер 11
Отражаем данные об учете готовой продукции. Допускается внесение обобщенной информации. Форма журнала разрабатывается организацией самостоятельно, с учетом особенностей специфики деятельности (производства).
Журнал-ордер 13
Делаем записи о расходах на собственное производство, в разрезе каждой хозяйственной операции (амортизация, заработная плата производственного персонала, материалы, расходы будущих периодов и прочее).
При использовании автоматизированных бухгалтерских программ данные в журналах-ордерах заполняются автоматически. Причем записи формируются по каждой хозяйственной операции в отдельности.