Оформляем журнал хозяйственных операций

Рассмотрим особенности регистрации и учета хозяйственных операций. Какими бывают журналы-ордера и как их заполнять?

Содержание

Каждую хозяйственную операцию, будь то поступление в кассу, покупка оборудования или списание ГСМ, нужно подтвердить первичным документом и принять к учету. Регистрировать первичку следует в момент операции либо сразу после ее завершения. А для систематизации информации принято использовать специальные учетные регистры — журналы хозяйственных операций.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Форму бухучета, при которой все данные о хозяйственных операциях учитываются и систематизируются журналах регистрации хозяйственных операций, называют журнально-ордерной.

Основные принципы таковы:

  1. Записи производятся исключительно по кредитующим счетам, с указанием корреспонденции по дебету.
  2. Записи синтетического и аналитического учета совмещены в единой системе учета.
  3. Данные отражаются в учетных документах в разрезе показателей, необходимых для контроля и формирования отчетности.
  4. Можно применять объединенные журналы по связанным счетам.
  5. Можно формировать их помесячно.

Применять такую форму бухучета не обязательно. Организация может вести учет по мемориально-ордерной форме, в основе которой составление мемориальных ордеров на каждую хозяйственную операцию. Такой вид имеет ряд недостатков: значительное отставание аналитического учета от синтетического, а также повышенная трудоемкость: приходится дублировать записи несколько раз.

Формы журналов

Для бюджетников Минфин разработал и рекомендовал унифицированные бланки (Приказы от 23.09.2005 №123н и 10.02.2006 №25Н). Но применять их не обязательно (№402-ФЗ от 06.12.2011). Организация в праве самостоятельно разработать и утвердить бланки журналов учета. Но для этого их следует утвердить отдельным приказом руководителя или в виде приложения к учетной политике.

Бланк журнала ОКУД 0504071

Скачать

Перечень действующих журналов

Бюджетники используют такие виды.

Номер журнала

Вид операций

№1

Касса и движение наличных денежных средств

№2

Банковские расчетные счета

№3

Расчеты с подотчетными лицами

№4

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

№5

расчеты с дебиторами по доходам

№6

Расчеты по заработной плате, стипендиям, денежному довольствию

№7

Выбытие и перемещение нефинансовых активов

№8

Расчеты по прочим операциям

№9

Санкционирование

Некоммерческие организации применяют другие.

Наименование журнала-ордера

Содержание операций

ЖО №1

Движение наличных денежных средств в кассе учреждения

ЖО №2

Расчетные счета

ЖО №3

Специальные банковские счета

ЖО №4

Расчеты по кредитам и займам (краткосрочные и долгосрочные)

ЖО №6

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

ЖО №7

Расчеты с подотчетными лицами

ЖО №8

Расчеты по налогам и сборам, внутрихозяйственные операции, расчеты по авансам

ЖО №10

Основное производство

ЖО №11

Учет готовой продукции (товаров, работ или услуг)

ЖО №12

Учет целевого финансирования

ЖО №13

Основные средства и амортизация

ЖО №15

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ЖО №16

Вложение во внеоборотные активы

Особенности формирования регистров бухучета

Закон №402-ФЗ устанавливает обязательные требования к учетной документации. Не зависимо от того, какой вид бланка был выбран организацией: унифицированный или разработанный самостоятельно.

Обязательные реквизиты регистра:

  1. Наименование документа и его формы.
  2. Полное наименование учреждения.
  3. Дата начала и дата завершения ведения записей в журнале. Период, за которыйон сформирован.
  4. Вид группировки объектов учета (хронологическая или систематическая группировка).
  5. Указание единицы измерения объектов бухучета, либо денежной величины измерения.
  6. Указание должностных лиц, ответственных за ведение регистра.
  7. Подписи ответственных лиц.

Регистрационные журналы составляются на бумажном носителе, либо в электронном виде. Для последних понадобится электронная подпись, которой заверяется документ. Без подписи (электронной или рукописной) журнал-ордер считается недействительным.

Исправления допускаются. Внести их может только лицо, ответственное за ведение журнала. Рядом следует указать дату и заверить исправительную запись подписью, с расшифровкой должности и ФИО ответственного лица.

Правила заполнения

Для каждого журнала действуют свои особенности заполнения. Рассмотрим основные правила заполнения подробнее.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ЖО №1)

Делаем записи на основании отчета кассира, подтвержденного соответствующими документами (РКО и ПКО) по итогам рабочего дня. Если движения по кассе незначительные, допускается вносить записи в регистр за 3-5 дней, по нескольким отчетам одновременно. Тогда в поле «Дата» указываем период, за который делаем записи. Например, 3-6 или 20-23.

Скачать

Журнал-ордер 2

Записи осуществляются на основании банковских выписок и прочих подтверждающих документов (чеков, отчетов о состоянии лицевого счета). Допускается внесение одной записи по нескольким банковским выпискам. В таком случае, в поле «дата» обязательно указываем начальную и конечную дату выписок.

Скачать

Журнал-ордер 6

Заполняем регистр на основании документов, подтверждающих расчеты с поставщиками и подрядчиками. Объединение записей не допускается. Итоговые остатки предыдущего периода переносятся в следующий регистр, в поле «Сальдо на начало месяца».

Скачать

Журнал-ордер 7

Регистрируем расчеты с подотчетными лицами. По каждому авансовому отчету делаем отдельные записи. Не допускается объединение или группировка строк.

Скачать

Журнал-ордер 8

Указываем данные по каждой операции:

  • авансовые платежи и расчеты с подрядчиками и поставщиками (выданные и полученные);
  • расчеты с бюджетами по налогам и сборам;
  • расчеты с разными кредиторами и дебиторами;
  • внутрихозяйственные операции.

Скачать

Журнал-ордер 10

Делаем записи о расходах на собственное производство, в разрезе каждой хозяйственной операции (амортизация, заработная плата производственного персонала, материалы, расходы будущих периодов и прочее).

Скачать

Журнал-ордер 11

Отражаем данные об учете готовой продукции. Допускается внесение обобщенной информации. Форма журнала разрабатывается организацией самостоятельно, с учетом особенностей специфики деятельности (производства).

Скачать

Журнал-ордер 13

Делаем записи о расходах на собственное производство, в разрезе каждой хозяйственной операции (амортизация, заработная плата производственного персонала, материалы, расходы будущих периодов и прочее).

Скачать

При использовании автоматизированных бухгалтерских программ данные в журналах-ордерах заполняются автоматически. Причем записи формируются по каждой хозяйственной операции в отдельности.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.