Издержки обращения: что это такое и как их учитывать

Издержки обращения — это весомый качественный показатель финансово-хозяйственной деятельности организаций. Как довести свою продукцию до потребителя с наименьшими затратами, правильно их учесть, получить прибыль и направить ее на развитие?

Содержание

Понятие издержек обращения

Издержки обращения — это расходы (затраты), связанные с процессом доведения продукции (товаров, работ или услуг) от производителя до потребителя, то есть с реализацией. Они всегда есть там, где идет процесс товарного обращения.

Например, в промышленности это будут затраты по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях — затраты по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства. Конкретный список расходов, относящихся к ним, прописан в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000.

Отметим, что такие траты есть не только у коммерческих организаций. Бюджетные учреждения оказывают платные услуги, при реализации которых несут определенные расходы, например, на рекламу — для продвижения изготавливаются листовки, брошюры, подаются платные объявления.

Издержки обращения являются важнейшим качественным показателем хозяйственной деятельности торговых организаций. Их снижение — это существенный резерв экономии средств, тогда как их рост отрицательно сказывается на прибыли.

Советуем прочитать: что такое экономические и бухгалтерские издержки и прибыль

Что относится к издержкам обращения

Какие же затраты организации относят к издержкам обращения?

Организации Расходы
Осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность
  • затаривание и упаковка изделий на складах готовой продукции;
  • доставка продукции на станцию (пристань) отправления, погрузка в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплата труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
  • реклама;
  • представительские расходы;
  • другие, аналогичные по назначению
Заготавливающие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию
  • прочие;
  • общезаготовительные;
  • содержание заготовительных и приемных пунктов;
  • содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах
Осуществляющие торговую деятельность
  • перевозка товаров;
  • оплата труда;
  • аренда;
  • содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
  • хранение товаров;
  • реклама;
  • представительские расходы;
  • другие, аналогичные по назначению

Этот перечень можно, при необходимости, дополнить другими расходами, что прописывается в учетной политике конкретной организации.

Как определяется уровень издержек обращения

Чтобы проанализировать затраты и понять, насколько они рациональны и экономны, как уменьшить рост издержек обращения (тем самым увеличить объем продаж и, соответственно, прибыль), организации используют данные бухгалтерской и статотчетности, первичные документы и другие источники информации. На основании этих данных проводится анализ издержек обращения и планирование издержек обращения, которые взаимосвязаны между собой.

Для такого анализа организации нужно:

  • определить величину таких расходов (в сумме, процентах к объему продаж за отчетный период и в динамике, например, с увеличением издержек обращения прибыль увеличивается или уменьшается);
  • проанализировать затраты по статьям (в сумме, процентах к объему продаж за отчетный период и в динамике) и понять, как изменить их структуру;
  • продумать, какие факторы влияют на изменение затрат и как это скажется на конечном результате;
  • выявить возможности экономии по отдельным статьям затрат и определить возможность их использования в дальнейшем.

Для полной характеристики организации используют следующие показатели:

1. Уровень издержек обращения, который характеризует работу торговой организации — чем качественнее она работает, тем ниже уровень, и наоборот.

Используется формула, как найти издержки обращения за текущий период, по которой рассчитывается процентное отношение суммы затрат к объему товарооборота. С помощью этого показателя соизмеряются затраты с результатом деятельности торговой организации:

УИО = ИО / ТО × 100%,

где:

  • ИО — сумма ИО (сумма ИО — это сумма всех расходов);
  • ТО — сумма товарооборота.

Этот показатель один из важных в оценке результатов хоздеятельности любой торговой организации. Ответ на вопрос, зачем проводить анализ издержек обращения по общему объему и уровню, очевиден — уровень ИО зависит от многих факторов, которые учитываются при их анализе и планировании. Основные факторы: объем товарооборота и его структура, товарооборачиваемость, уровень розничных цен и производительность труда.

Приведем пример, что такое издержки обращения в торговле и как их рассчитать:

Задание: определить величину издержек обращения (уровень) в структуре товарооборота.

Исходные данные:

  • оплата труда и страховые отчисления — 120 000 рублей;
  • амортизация — 12 000 рублей;
  • ремонт основных фондов — 10 000 рублей;
  • оплата аренды — 18 000 рублей;
  • сумма (объем) товарооборота — 490 000 рублей.

Решение:

1. Формула ИО предполагает сложение всех затрат:

ИО = 120 000 + 12 000 + 10 000 + 18 000 = 160 000 рублей.

2. Расчет ИО по формуле:

УИО = ИО / ТО × 100% = 160 000 / 490 000 × 100% = 32,65%.

Ответ: величина издержек обращения (уровень) в структуре товарооборота — 32,65%.

2. Абсолютная экономия (перерасход).

3. Относительная экономия (перерасход).

4. Постоянные ИО.

5. Издержкоемкость реализации товаров.

ВАЖНО!
Торговые организации самостоятельно разрабатывают план ИО, используя такие методы планирования, как экономико-статистический, экономико-математический, технико-экономический (прямая калькуляция), нормативный, метод экспертных оценок.

План ИО позволяет определить минимальные затраты, обеспечивающие нормальную работу торговой организации, выполнение плана, понять, как изменяется прибыль при увеличении суммы издержек обращения или их уменьшении, и улучшить торговое обслуживание населения.

Отметим, что каждое торговое предприятие имеет свою специфику и возможности для сокращения расходов, что следует учитывать при их анализе.

Учет издержек обращения в торговле

Такой вид затрат отражается в бухгалтерском учете на активном счете 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет по нему ведется по видам и статьям расходов.

Подробнее: счет 44 бухгалтерского учета

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» отражаются суммы произведенных затрат, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Учтенные суммы затрат, подтвержденные первичными учетными документами, списываются (полностью или частично) в дебет счета 90 «Продажи», в бухгалтерском учете отражается следующая корреспонденция счетов:

  • Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • Кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Пример бухгалтерских проводок по отражению издержек обращения в торговой организации

Торговая организация, применяющая УСНО, приобрела товары на общую сумму 3600 руб. (в том числе НДС — 600 руб.). По договору стоимость доставки товаров от поставщика до склада торговой организации составляет 1200 руб. (в том числе НДС — 200 руб.) и оплачивается отдельно. На последнее число месяца приобретенные товары не были проданы.

Учетной политикой торговой организации установлено, что в бухгалтерском учете затраты на доставку товара включаются в издержки обращения.

Содержание операции Дебет Кредит

Сумма, руб.

Оприходованы приобретенные товары 41 60 3000
Учтен НДС, предъявленный поставщиком товаров 19 60 600
НДС, предъявленный поставщиком, включен в стоимость товаров 41 19 600
Отражены расходы на доставку (издержки обращения) товаров 44 60 1000
Учтен НДС по расходам на доставку товаров 19 60 200
НДС по расходам на доставку товаров отражен в составе расходов на продажу (издержек обращения) 44 60 200
ВАЖНО!
Инструкцией по применению плана счетов определено, что при осуществлении фактов частичного списания расходов на продажу они подлежат распределению согласно утвержденной базе. Остальные затраты, с ней связанные, относятся ежемесячно на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Например, издержки обращения торговой организации — затраты на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Учет издержек обращения в бюджетной организации

Своя специфика учета — в бюджетных учреждениях. Отметим, что до 1 января 2018 года к ИО относились затраты, произведенные в результате реализации товаров, в том числе в процессе их продвижения.

К таким расходам относятся:

  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • затраты на доставку и погрузку товаров;
  • расходы на рекламу;
  • представительские расходы;
  • иные, аналогичные по назначению, затраты.

Ранее они учитывались на счете 0 109 90 000 «Издержки обращения» и списывались на финансовый результат бюджетного учреждения.

Изменениями, внесенными в 2018 году в планы счетов и инструкции по бюджетному учету № 157н и № 174н, этот счет исключен.

Учет затрат стал вестись на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» по группам: прямые, накладные и общехозяйственные расходы.

Этот счет обязательно используется, если бюджетное учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России № 02-07-10/51652 от 02.09.2016).

ВАЖНО!
Деятельность государственных (муниципальных) учреждений по оказанию услуг (выполнению работ) за плату признается приносящей доход деятельностью (п. 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).

В соответствии с пунктом 65 инструкции № 174н, принятие к бухгалтерскому учету сумм затрат, произведенных бюджетным учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, отражаются в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 200 «Расходы текущего финансового года» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов:

  • 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 2 104 00 000 «Амортизация»;
  • 2 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 2 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 2 105 00 000 «Материальные запасы»;
  • 2 101 00 000 «Основные средства» в части введенных в эксплуатацию основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда стоимостью до 10 000 рублей включительно).