Инструкция: как оформить доверенность по форме М-2а
Доверенность М-2а — это документ, удостоверяющий полномочия лица на получение товарно-материальных ценностей.
Когда используют форму М-2а
При покупке товаров, материалов, сырья, спецодежды и других материальных ценностей в накладной на отгрузку требуется подпись грузополучателя (покупателя). В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 40 закона №14-ФЗ от 08.02.1998 и п. 2 ст. 69 закона №208-ФЗ от 26.12.1995 действовать от имени компании без доверенности вправе только единоличный исполнительный орган, то есть руководитель.
Если компания оформила приказ о праве подписи документов за руководителя, содержащий перечень лиц, наделенных таким правом, то отдельная форма для подтверждения полномочий не нужна. Но не всегда удобно отдавать печать сотрудникам для заверения накладных на покупку ТМЦ. Для таких случаев предусмотрена доверенность на получение товара юрлицом М-2 или М-2а, которая прикладывается к отгрузочным документам и подтверждает факт приемки ТМЦ.
Как ее составляют
Обычно документ на получение ценностей составляется в бухгалтерской программе. Если все данные внесены правильно, сложностей не возникнет. Вопросы о том, как правильно заполнить доверенность, появляются при заполнении бланка вручную.
Форма утверждена постановлением Госкомстата России №71а от 30.10.1997. Бланк выглядит так:
Вот подробная инструкция по заполнению доверенности на получение материальных ценностей в 2024 году:
- В шапке документа укажите наименование организации, код ОКПО. Укажите номер, дату выдачи и срок действия доверенности.
- Далее следует указать данные о потребителе и плательщике. Если вы получаете ТМЦ, закупленные на имя вашей организации и оплаченные из ее средств, то здесь указывается наименование вашей компании и ее местонахождение. В некоторых случаях плательщиком является другая организация. Например, в случаях, перечисленных в ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательств возлагается на третьих лиц.
- Укажите номер счета и банковские реквизиты плательщика.
- Укажите сведения о доверенном лице: должность, Ф. И. О., паспортные данные.
- Укажите наименование поставщика и реквизиты документа, содержащего перечень материальных ценностей: счет, накладная и др.
- Перечень товаров следует написать подробно, без указания сумм. Если вы приобретаете несколько видов ценностей, каждый вид указывается в отдельной строке. Количество указывается прописью.
- Доверенное лицо ставит свою подпись, которая заверяется руководителем и главным бухгалтером. Внизу ставится печать.
Образец
Сколько действует документ
Как правило, М-2а оформляется для однократного получения ТМЦ, поэтому срок указывается в пределах двух недель. Так, при оформлении документа в бухгалтерской программе по умолчанию указывается десятидневный срок.
Если срок действия не указан, он признается равным 12 месяцам (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Таким образом, универсального ответа на вопрос, на какой срок типовая межотраслевая форма № М-2а выписывается организацией, не существует — все зависит от условий сделки. Чаще всего этот срок не превышает 14 дней, поскольку редко получение оплаченных ТМЦ занимает больше времени. По истечении указанного срока документ признается недействительным.
Можно ли досрочно лишить полномочий по доверенности
Прекращение действия полномочий регулируется ст. 188 ГК РФ. Основаниями для досрочного прекращения полномочий являются:
- отмена полномочий доверителем (оформляется руководителем компании, в отдельных случаях действие совершается в нотариальной форме);
- отказ доверенного лица от полномочий;
- смерть доверителя или доверенного лица;
- ликвидация компании-доверителя или организации, в которой следует получить ТМЦ.
В случае досрочного прекращения полномочий (например, если доверенное лицо больше не работает в организации) следует направить поставщику письмо об отмене полномочий, подписанное руководителем и заверенное печатью.