Компания-двойник. Можно ли привлечь к ответственности?

Чем успешнее организация ведет свою деятельность, тем ярче проявляется желание недобросовестных участников гражданских отношений в незаконном использовании ее «доброго имени». На какие юридически значимые обстоятельства обратить внимание при защите нарушенного права на использование фирменного наименования? Расскажу с опорой на законодательство и правоприменительную практику. 

Содержание

Фирменное наименование как объект интеллектуальной собственности

Любая компания, в силу требований п. 1 ст. 54 ГК РФ, должна иметь собственное наименование, отвечающее определенным требованиям. В словарном обороте коммерческих организаций в качестве средства индивидуализации на территории РФ часто можно встретить такое понятие, как «фирменное наименование». Фактически это имя компании, под которым его узнают остальные участники оборота: потенциальные клиенты, компании-конкуренты и даже контрольно-надзорные органы. Его указывают на вывесках, визитках, в документах, актах, рекламе и т. д. В частности, статьей 1473 ГК РФ регламентированы требования, предъявляемые к фирменному наименованию юридического лица. Это своего рода товарный знак, исключительным правом пользования которого обладает только его владелец, начиная с момента государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ вплоть до исключения в связи с прекращением деятельности организации либо смены наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ).

Подробнее: что относится к объектам интеллектуальной собственности

В каких случаях речь идет о нарушении права на фирменное наименование

В практике много примеров, когда после проведения процедуры госрегистрации организации в органах ФНС оказывается, что его название, которое было указано в регистрационных документах, уже используют десятки других компаний по всей стране. Ладно, если сферы деятельности у них разные, но если организации реализуют свою деятельность в схожих нишах, конфликт интересов неизбежен. Дело в том, что название фирмы во многом отражает доверие потребителей и контрагентов как к оказываемым услугам, так и ко всей компании в целом.

О нарушении права на фирменное наименование можно говорить, если другое лицо использует тождественные вашему название или сходные с ним до степени смешения в качестве собственного. Важный нюанс — такое использование не допускается, если и вы, и другая организация осуществляете однородную деятельность. Нарушителем в этом случае признается юрлицо, зарегистрированное позже, даже если оно начало аналогичную деятельность раньше (п. 3 ст. 1474 ГК РФ, позиция ВС РФ).

В моей практике был случай, когда название фирмы моего клиента использовали сразу две организации в разных городах страны, и даже тот факт, что территориально стороны осуществляют деятельность в разных городах, что объективно могло препятствовать возможности смешения их деятельности в глазах потребителей, суд не принял во внимание. Довод оппонента о том, что осуществление схожей экономической деятельности на территории разных регионов исключает возможность запрета использования названия компании моего клиента также не нашел отклик в глазах судей. Суд пояснил, что действие исключительного права не может ограничиваться географическими границами субъекта и действует на всей территории России вне зависимости от того, где лицо осуществляет свою деятельность, а указанное обстоятельство не свидетельствовало о невозможности пересечения интересов сторон в сфере их предпринимательской деятельности. Аналогичного мнения придерживались суды в следующих актах:

  • решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25.09.2023 по делу № А78-8001/2023;
  • решение Арбитражного суда Томской области от 08.06.2022 по делу № А67-1150/2022;
  • решение Арбитражного суда Тверской области от 24.06.2015 по делу № А66-915/2015.
ВАЖНО!
Таким образом, использование полностью идентичного наименования без согласия правообладателя можно признать незаконным. Такое использование не допускается, если и вы, и другая организация осуществляете аналогичную деятельность.

Изучая данный вопрос, я заинтересовалась, почему еще на этапе регистрации названия фирмы налоговый орган не проверяет его на идентичность с другими.

Вам будет полезно узнать: как защитить свои авторские права

Обязана ли ФНС проверять на идентичность фирменные наименования

Налоговые органы не проверяют представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия федеральным законам (за исключением заявления о государственной регистрации). Решение об отказе в госрегистрации юридического лица может быть принято налоговиками только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 закона № 129-ФЗ. В данной норме ничего не сказано о «тождественности названий организаций». Поэтому, как считают в ФНС, они обязаны зарегистрировать организацию, даже если ее название полностью совпадает с названием иной компании, зарегистрированной ранее. Во всяком случае этот вывод исходит из письма ФНС России от 20.09.2013 № СА-4-7/16976.

Вас может заинтересовать: как зарегистрировать новую компанию

Часто задаваемые вопросы по теме

Юрисконсульт. С 2017 года оказываю квалифицированную юридическую помощь по правовым вопросам.