Что такое злоупотребление доминирующим положением на рынке

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит, чтобы предприниматели соблюдали правила здоровой конкуренции, а крупные компании не злоупотребляли положением, устанавливая нерыночные цены на продукцию. Расскажу, что такое злоупотребление доминирующим положением на рынке и какая ответственность за него предусмотрена для компаний.

Содержание

Что такое злоупотребление доминирующим положением на рынке

Доминирующее положение — это ситуация, в которой организация оказывает решающее влияние на условия обращения товара, имеет возможность устранять других производителей или затруднять доступ к товарам другим предприятиям (ст. 5 ФЗ № 135 «О защите конкуренции»).

Злоупотребление доминирующим положением на рынке — это практика, при которой компания, обладающая значительной рыночной властью (доминирующее положение), использует эту власть для получения преимуществ, которые могут быть несправедливыми или вредными для конкуренции и потребителей. Эта проблема рассматривается в рамках антимонопольного законодательства.

Что считается злоупотреблением положением на рынке

Под злоупотреблением понимают действие или бездействие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, если результатом этого действия (бездействия) является недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление других лиц, или хозяйствующих субъектов, либо неопределенного круга потребителей (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ).

Я встречала на практике такие примеры неправомерной конкуренции:

  1. Установка чрезмерно высоких цен. Компания устанавливает цены на товары или услуги выше рыночного уровня, извлекая выгоду из своего положения.
  2. Снижение цен под себестоимость. Путем временного снижения цен на уровне, который ниже себестоимости, компания сможет вытеснить конкурентов из рынка, а затем увеличить цены после их ухода.
  3. Дискриминация клиентов. Предоставление разных условий для разных клиентов в зависимости от их статуса или желания сотрудничать.
  4. Обязательство к эксклюзивности. Принуждение партнеров или дистрибьюторов работать только с этой компанией, что ограничивает возможность конкурентов на реализацию.
  5. Создание барьеров для входа. Создание условий, которые делают вход на рынок для новых участников трудным или невозможным.
Подробнее: в чем выражается недобросовестная конкуренция

Как и кто выявляет злоупотребление положением на рынке

В России выявлением неправомерной конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС уполномочена контролировать соблюдение антимонопольного законодательства, проводить расследования, принимать меры против компаний, которые ограничивают конкурентов. Вот основные аспекты процесса выявления и реагирования на случаи злоупотребления:

1. Заявления и жалобы. Компании, потребители и иные заинтересованные лица вправе подавать жалобы о потенциальных нарушениях антимонопольного законодательства в ФАС. На основании таких заявлений может быть инициировано расследование:

Подробнее: как пожаловаться в ФАС

2. Мониторинг и анализ рынка. ФАС проводит регулярный анализ рыночной ситуации, включая мониторинг цен, рыночных структур и поведение компаний. Это позволяет выявлять отклонения и признаки неправомерной конкуренции.

3. Проведение проверок. ФАС вправе проводить проверки у компаний, подозреваемых в злоупотреблении конкуренцией. Проверки предполагают запрос документов, проведение опросов и другие действия.

4. Экономические исследования и экспертизы. ФАС использует экономические модели и экспертизы для анализа поведения компаний и товарооборота в целом. Это помогает оценить, нарушены ли конкурентные принципы и имеются ли признаки злоупотребления.

5. Сотрудничество с другими органами. ФАС сотрудничает с другими государственными структурами: например, с налоговыми органами, чтобы получить более полную картину рынка и выявить возможные нарушения.

6. Разъяснения и публикации. ФАС еще публикует разъяснения и рекомендации для бизнеса, чтобы компании понимали, что может считаться злоупотреблением. Это помогает предотвращать нарушения и стимулирует соблюдение антимонопольного законодательства.

7. Если ФАС установит факты злоупотребления конкуренцией на рынке, то она вправе применять меры, включая наложение штрафов, выдачу предписаний.

Может пригодиться: что делать при получении предписания ФАС

Ответственность за злоупотребление положением на рынке

За нарушения антимонопольного законодательства ответственность несут должностные лица органов и организаций, индивидуальные предприниматели. Меры ответственности регулируются статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33 и 14.40 КоАП РФ.

Санкции включают административные наказания: штрафы для должностных и юридических лиц, дисквалификацию на срок до трех лет. Привлечение к ответственности не освобождает указанных лиц от выполнения решений и предписаний антимонопольного органа.

Если организации образовали картель и причинили крупный ущерб, то их привлекут к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ. Санкции предусматривают штрафы, принудительные работы и запрет занимать определенные должности.

Для информации: что такое картельный сговор и чем он опасен

Пострадавшие от злоупотребления конкурентами вправе обращаться в суд с исками о возмещении убытков (ч. 3 ст. 37 ФЗ № 135). Возмещению подлежат как прямые, так и косвенные убытки, понесенные в результате антиконкурентных действий.

Часто задаваемые вопросы по теме

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.