Что такое внеоборотные и оборотные активы

Первый раздел баланса имеет два раздела. В первом отражаются внеоборотные активы, во втором — оборотные. Давайте разберемся с понятием и принципом деления активов на оборотные и внеоборотные. 

Содержание

Что такое активы предприятия

Здание цеха, станок, автомобиль, товар, сырье и материалы — все эти понятия объединяются в единое понятие «активы» в бухгалтерском учете. Основное их предназначение — приносить доход компании.

Простыми словами, это то, чем владеет предприятие на праве собственности или аренды.

Подробнее: что относится к активам предприятия

Порядок учета имущества и отражения в отчетности установлен Федеральными стандартами бухгалтерского учета и ПБУ, в частности:

  • 5/2019 «Запасы»;
  • 26/2020 «Капитальные вложения»;
  • 6/2020 «ОС»;
  • 14/2022 «НМА»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Может пригодиться: как применять ФСБУ 6/2020

Основные задачи любой компании: обеспечить контроль за сохранностью и эффективностью использования имущества.

Некоторые виды активов сразу переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию или приносят доход от торговых операций, другие — служат продолжительное время и вносят вклад в получение дохода постепенно. Отсюда следует деление на оборотные и внеоборотные.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что такое активы организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что относится к оборотным активам

Имущество компании, имеющее срок использования менее 12 месяцев, относится к оборотным активам. Cюда не относятся ОС, которые служат дольше, даже если они проходят по стоимости, отраженной в учетной политике. В результате оборотными считаются:

  • сырье, материалы;
  • готовая продукция, незавершенное производство;
  • деньги, включая российские рубли, иностранную валюту, векселя, билеты и т.д.;
  • товары, которые учитываются по покупным или продажным ценам;
  • малоценные инвентарь, спецодежда, спецоснастка;
  • НДС, учитываемый на счете 19.

В бухгалтерском балансе оборотные средства отражаются во втором разделе. Здесь же отведено место дебиторской задолженности и расходам будущих периодов.

Предназначение запасов и денег — обеспечение бесперебойной операционной деятельности компании.

Оборот в производственном процессе состоит из нескольких стадий:

  • денежная, когда запасы оплачиваются собственными средствами организации или привлеченными;
  • производственная, на которой происходит преобразование запасов в полуфабрикаты, готовую продукцию;
  • товарная, когда произведенная продукция становится товаром и преобразуется в денежные средства при реализации.

Пример.

Организация занимается пошивом одежды. Компанией были приобретены ткань, нитки — это стадия денежная. Приобретенные запасы переданы в цех, где шьют халаты. С этого момента начинается производственная стадия. Готовые халаты отгружены покупателю. Это уже будет денежная стадия вне зависимости от того, предусмотрена предоплата или постоплата.

Что относится к внеоборотным активам

Имущество организации, используемое более 12 месяцев, относится к внеоборотным активам. В их состав входят:

  • помещения, включая производственные, офисные, склады и т.д.;
  • транспорт;
  • станки и оборудование;
  • НМА;
  • отложенные налоговые активы;
  • вложения в материальные объекты, которые в будущем принесут доход;
  • финансовые вложения.

Первые три категории объединены в понятие «основные средства» (ОС). Предприятие самостоятельно устанавливает размер стоимости актива, чтобы его отнести к ОС. Данное положение прописывается в учетной политике отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В бухгалтерском учете не существует ограничений для определения лимита, в налоговом — к основным средствам относится имущество свыше 100 000 рублей.

Пример.

В учетной политике компании установлены лимиты стоимости для основных средств, в:

  • бухгалтерском учете — 50 000 рублей;
  • налоговом — 100 000 рублей.

Организация приобрела два объекта:

  • компьютер — по цене 60 000 рублей;
  • станок — по цене 130 000 рублей.

В бухгалтерском учете оба объекта будут отнесены к основным средствам, в налоговом — только станок.

ВАЖНО!
Для сближения бухгалтерского и налогового учета по ОС устанавливается стоимость на уровне налогового — в 100 000 рублей.

Наличие в балансе оборотных и внеоборотных активов определяет операционную способность организации. Эти показатели интересуют инвесторов, банки и иных пользователей бухгалтерской отчетности. Достаточное количество основных средств, НМА, финансовых вложений говорит о том, что у компании имеется возможность осуществления экономической деятельности. Когда запасов много, это — не всегда хороший показатель. Иногда такой расклад говорит о «затоваренности» и возможном наличии неликвидов.

Из личного опыта:

Ко мне обратился директор небольшой фирмы с вопросом: какой лимит установить для ОС в учетной политике в отношении бухгалтерского учета. От этого зависит валюта баланса. После беседы мы определились, что лимит нужно определить в размере 30 000 рублей. Почему было принято такое решение? Предприятие недавно зарегистрировалось и предполагает использование банковских кредитов. Для банков предпочтительнее, чтобы присутствовали показатели в разделе 1 баланса. У предприятия из ОС есть только компьютерная техника и мебель. Их стоимость не превышает 40 000 рублей за объект. Если установить лимит менее 30 000 рублей, то все они будут списаны в момент ввода в эксплуатацию и не найдут отражения в балансе.
Подробнее: что такое внеоборотные активы и как их учитывать

Часто задаваемые вопросы