Рейтинг@Mail.ru

Ст. 186 ТК

Просмотров: 2
Светлана
Вопрос задан17 марта 2016 в 17:24

Добрый день,

работник хотел оформить донорские дни. График работ - день, ночь, два дня отдыха. Соответственно писал на дневную смену и на ночную. Кадры отказались оформлять, т.к. считают это за 3 дня (у них получается, что работник берет день, например, 21 марта, а следующая (ночная) смена, считается как 2 дня - 22 марта (с 20-00 до 24-00), 23 марта (с 0-0- до 8-00) получается 2 календарных дня за смену, а понятия смены в статье 186 ТК нет, а есть понятие день (календарный). Справедливо ли это? и если нет, то какие представить аргументы? Спасибо

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Любовь_
Опубликовано17 марта 2019 в 18:01
Опубликовано17 марта 2019 в 18:01

Здравствуйте!

Каждая справка это 8 часов рабочего времени, за которые и предоставляются гарантии.

Как предоставить сотруднику дополнительное время отдыха за сдачу крови, если его рабочая смена приходится на два рабочих дня

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Дополнительные дни за сдачу крови предоставляют в календарных днях. Законодательство не предусматривает возможности учитывать в зачет часы.

Согласно трудовому законодательству сотруднику-донору предоставляют после каждого дня сдачи крови дополнительный день отдыха. При этом в законодательстве речь идет о предоставлении сотруднику оплачиваемых дней отдыха, а не смен.

То есть под дополнительным днем отдыха следует понимать один день в календарном измерении – сутки, а не 24 часа.

Поэтому при любом режиме рабочего времени сотруднику-донору предоставляют дополнительный день отдыха за сдачу крови, а именно полностью свободные от работы сутки от 0 часов 00 минут одного дня до 0 часов 00 минут следующего дня.

Продолжительность рабочей смены при этом значения не имеет.

Следовательно, даже если рабочая смена сотрудника-донора захватывает два рабочих дня, например, смена длится 24 часа: с 8 часов утра одного дня до 8 часов утра следующего дня, то предоставить ему дополнительный день отдыха нужно не на время, равное смене, то есть 24 часам, а на один календарный день.

Что это будет за день: на который приходится первая часть смены или вторая, решает сам сотрудник.

Такой подход следует из части 4 статьи 186 Трудового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждают и суды, см., например, определение Ивановского областного суда от 27 августа 2014 г. № 33-1904.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2014 № 33-1904

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Плехановой Н.А.

судей Анохиной А.В., Добыш Т.Ф.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.

дело по апелляционной жалобе М.А.

на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 4 июня 2014 года

по делу по иску М.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Ц" о признании приказа об увольнении от 29.04.2014 года N ... незаконным, восстановлении на работе, восстановлении трудовой книжки, оплате вынужденного прогула, взыскании компенсации вреда здоровью и морального вреда,

установила:

Из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, судом установлено, что 29.05.2013 года М.А. был принят на работу в ООО "Ц" на должность диспетчера производственной диспетчерской службы предприятия (диспетчер ПДСП). Истцу был установлен сменный режим рабочего времени.

Судом установлено, что М.А. является донором.

07.04.2014 года истец обратился в канцелярию предприятия с заявлением о предоставлении ему дня отдыха 08.04.2014 года за то, что 14.03.2014 года он сдал безвозмездно кровь и ее компоненты.

Приказом N ... от 08.04.2014 года истцу 08.04.2014 года предоставлен дополнительный день отдыха с сохранением среднего заработка за сдачу крови и ее компонентов на основании ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации.

В 00 часов 00 минут 09.04.2014 года истец не вышел на работу, что подтверждается соответствующим актом "Об отсутствии на рабочем месте инспектора ПДСП М.А." N ... от 09.04.2014 года.

29.04.2014 года генеральным директором ООО "Ц" ... издан приказ N ... "О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения" в отношении М.А. Основанием для увольнения явилось отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин 09.04.2014 года (прогул) (пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что совершенный истцом дисциплинарный проступок (прогул) действительно имел место и мог являться основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, при этом процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушена.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 53 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

...

Доводы М.А. о том, что он правомерно не вышел на работу 09.04.2014 года, поскольку ему был предоставлен дополнительный день отдыха как донору, основаны на ошибочном понимании норм материального права.

Согласно ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Анализируя данную норму права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в данном случае речь идет о предоставлении работнику оплачиваемых дней отдыха, а не смен.

Устанавливая льготы донорам в части предоставления дополнительных дней отдыха, законодатель исходил из того, что при ЛЮБОМ РЕЖИМЕ рабочего времени донору предоставляется дополнительный день отдыха за сдачу крови, то есть полностью свободные от работы сутки от 00 часов 00 минут одного дня до 00 часов 00 минут следующего дня.

Продолжительность рабочей смены при этом значения не имеет, поскольку указаний на это названная норма права не содержит. Под одним дополнительным днем отдыха следует понимать один день в календарном измерении, т.е. сутки, а не рабочую смену.

Иное понимание противоречило бы смыслу действующего трудового законодательства, а также принципу равенства прав и возможностей работников, необходимости соблюдения баланса интересов работника и работодателя.

Заявление истца о том, что ему должен быть предоставлен день отдыха в течение рабочей смены, которая составляет 24 часа - с 8 часов 00 минут 08.04.2014 года до 8 часов 00 минут 09.04.2014 года, противоречит и его собственному уведомлению от 07.04.2014 года, адресованному работодателю, в котором он уведомил об использовании дня отдыха только 08.04.2014 года (л.д. 12).

При этом судебная коллегия считает обоснованным указание в решении суда со ссылками на конкретные доказательства на то обстоятельство, что порядок предоставления дней отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов истцу был известен, так как ранее он обращался к работодателю с заявлением о предоставлении дней отдыха за исполнение донорских функций, в том числе с заявлением о предоставлении ему двух дней отдыха подряд по двум справкам о сдаче крови.

Что касается довода истца об уведомлении работодателя 09.04.2014 года об использовании дополнительного дня отдыха за сдачу крови на основании другой справки, выданной ОБУЗ "И", то судом из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, правильно установлено, что 09.04.2014 года истец указанное уведомление принес уже после окончания своей рабочей смены. Данные действия М.А. нельзя расценить как своевременное уведомление работодателя об использовании дополнительного дня отдыха как того требует действующее трудовое законодательство.

Предоставление дней отдыха работнику - донору не связано с волей работодателя. Это право гарантировано ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако во всех случаях использование дней отдыха работником - донором (кроме дня сдачи крови - в этом случае донор освобождается от работы безусловно) работнику необходимо уведомить работодателя до начала рабочего времени.

Это с очевидностью следует из смысла указанной нормы Закона, а также - из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 17.03.2004 N 2 (пп. "д" п. 39).

Не может служить основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что с приказом N ... от 08.04.2014 года о предоставлении М.А. 08.04.2014 года дополнительного дня отдыха с сохранением среднего заработка за сдачу крови и его компонентов он был ознакомлен только 12.04.2014 года, поскольку трудовое законодательство не возлагает обязанности на работодателя знакомить работника с подобного рода приказом в день его издания. При этом действия М.А., выразившиеся в невыходе его на работу 08.04.2014 года, свидетельствуют о том, что он знал о предоставлении ему дня отдыха на основании представленного им уведомления.

Об этом также свидетельствуют его пояснения в ходе судебного разбирательства по делу, а также пояснения, изложенные в апелляционной жалобе.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что данное обстоятельство не является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела. Указанное обстоятельство имело бы значение лишь в случае отказа работодателя в предоставлении М.А. дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов, поскольку речь бы шла о нарушении работодателем права на реализацию гарантированных законом прав истца как донора.

В рассматриваемой же ситуации права М.А. работодателем не нарушены, заявление истца о предоставлении ему дня отдыха было удовлетворено.

Несостоятельным является и довод апелляционной жалобы о нарушении работодателем дисциплины труда в части не информированности М.А. о необходимости выйти на работу в 00 часов 00 минут 09.04.2014 года.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

В силу ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Как следует из материалов дела, график работы диспетчеров ПДСП на апрель 2014 года был утвержден 21.02.2014 года старшим диспетчером ПДСП Ш.А., директором по производству ... и генеральным директором .... Согласно графику истец должен был работать 08.04.2014 года с 8 до 24 часов, 09.04.2014 года с 0 до 08 часов. С указанным графиком М.А. был ознакомлен 23.02.2014 года (л.д. 31). Сведения о внесении каких-либо изменений в указанный график суду не представлены.

Таким образом, доводы истца о правомерности его действий по не выходу на работу 09.04.2014 года в связи с не уведомлением его о графике работы ничем не подтверждены, являются необоснованными, противоречат материалам дела и основаны лишь на ошибочном понимании положений ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок предоставления дополнительного дня отдыха работнику как донору.

Относительно невозможности М.А. явиться на работу в 00 часов 00 минут 09.04.2014 года ввиду прекращения работы общественного транспорта и не предоставления ему работодателем служебного транспорта, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя доставлять работников к месту работы. Отсутствует такая обязанность работодателя и в трудовом договоре, заключенном между М.А. и ООО "Ц".

Поскольку судом правомерно установлено об отсутствии факта нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика оспариваемыми действиями, правомерным является и вывод суда об отсутствии факта причинения истцу указанными действиями ответчика физических или нравственных страданий и отказ в удовлетворении требования о взыскании компенсации вреда здоровью и морального вреда.

...

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ивановского районного суда Ивановской области от 4 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. - без удовлетворения.

Ирина Шлячкова
Опубликовано25 марта 2019 в 00:18
Опубликовано25 марта 2019 в 00:18

См. письмо от 06.11.2009 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 6 ноября 2009 года N 3287-6-1

[О льготах донорам]

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено ваше заявление от 08.10.2009. В пределах компетенции сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.

Кроме того, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение календарного года после дня сдачи крови и ее компонентов (часть 4 статьи 186 Кодекса).

По нашему мнению, устанавливая льготы донорам, в части предоставления дополнительных дней отдыха, трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). В случае, когда день отдыха совпадает с рабочим днем по графику сменности, оставшиеся часы должны быть отработаны в последующий период с учетом соблюдения годовой нормы рабочего времени.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха (часть 5 статьи 186 Кодекса).

В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма Т-12) дополнительные выходные дни (оплачиваемые) имеют буквенный код - ОВ, цифровой - 27.

Заместитель начальника

Правового управления -

начальник отдела

Е.А.Алехина

Похожие вопросы по этой теме:

Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте