Федеральная антимонопольная служба представила "третий антимонопольный пакет поправок" в законодательство. Изменения затрагивают Кодекс об административных правонарушениях, закон о защите конкуренции, а также другие правовые акты. Проекты соответствующих законов опубликованы на сайте ведомства.
Коррективы касаются, в частности, размеров штрафа за нарушения антимонопольного законодательства. Он может выражаться в величине, кратной стоимости предмета торгов. Устанавливаются смягчающие и отягчающие обстоятельства при рассмотрении дел о нарушениях. Вводятся новые составы правонарушений. Всё это предусматривает проект изменений в КоАП РФ. Ключевые моменты законопроекта изложены в пояснительной записке:
Законопроектом предполагается внести изменения в статью 3.5... КоАП... установив, что административный штраф может выражаться в величине кратной стоимости предмета торгов.
Законопроектом также предполагается изложить статью 14.31 КоАП РФ в новой редакции, которая предусматривает разграничение квалификации действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на те, которые повлекли (могут повлечь) такие негативные последствия как: недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и иные действия, признаваемые недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.
...вводится новый состав правонарушения хозяйствующими субъектами путем заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения на торгах, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий на торгах.
Законопроектом предлагается дополнить статьи 14.31 и 14.32 КоАП РФ, которыми устанавливаются обстоятельства, признаваемые КоАП РФ смягчающими и отягчающими административную ответственность, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31 – 14.33 Кодекса. ...при наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств, каждое из них влечет снижение размера административного штрафа в размере не менее чем на одну четвертую от минимального размера, подлежащего наложению административного наказания, а при наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, каждое из них влечет увеличение размера административного штрафа в размере не более чем на одну четвертую от минимального размера, подлежащего наложению административного наказания.
...предлагается дополнить часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ, установив ответственность за несвоевременное представление... сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации или по требованию антимонопольного органа.
Второй законопроект, в частности, уточняет определение таких понятий, как "координация экономической деятельности", "вертикальное" соглашение", "государственные или муниципальные преференции". Изменяются требования к активам и обороту компаний, при которых требуется согласие (уведомление) антимонопольного органа о сделках. Также дополняются критерии определения монопольно высокой цены товара:
...цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил.
...запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.
...нарушением законодательства законопроект признает и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг...
...предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
...предусматривается, что предоставление преференции возможно только таким субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
...вводится документарная форма проверки, а также уточняется порядок уведомления лица о проведении в отношении него проверки, и направления требования о предоставлении документов и информации.
Законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях...
...водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры признается сферой деятельности субъектов естественных монополий, государственной регулирование которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Статья 6 законопроекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым действие указанного закона не распространяется на отношения, связанные с проведением контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд.
Проект поправок ФАС России к КоАП РФ
(документ Word, 56Кб)
Проект поправок ФАС России к Закону о защите конкуренции
(документ Word, 291 Кб)
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Арбитражный процессуальный кодекс Статья 14.33
Статья 14.31 КОАП РФ. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Статья 3.5 КОАП РФ. Административный штраф
Закон о защите конкуренции