17 мая 2006г. суд по делу Павла Нетупского, главного редактора Saint Petesburg Business Guide, против Министерства транспорта РФ (08137)* (Минтранс) вынес решение о непризнании последнего предложения п. 10.2 "Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов" (Правила), утвержденных Министерством гражданской авиации СССР. Правила описывали ответственность авиакомпаний перед пассажиром и были приняты еще в 1986г.
Как летали раньше
Пункт 10.2 Правил говорил о том, что авиакомпания без предупреждения может отменять, переносить, задерживать выполнение любого своего рейса без особых последствий для себя. До судебного решения за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик, согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Статья 120, уплачивал только штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ на 1 мая 2006 г. для штрафных санкций составляет 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, и то только в случае, если авиакомпания не могла доказать, что изменение рейса произошло при форс-мажорных обстоятельствах.
То есть пассажир после отправления претензионного письма в авиакомпанию обычно получал 25 рублей за каждый час опоздания. Доказать материальный и моральный ущерб перед авиакомпанией предоставлялось почти невозможным. Мы нашли лишь один пример, когда истцу - авиапассажиру удалось возместить полный ущерб, хотя бы и в мизерном размере (см. "Перечень").
Будущее
Теперь авиакомпании должны нести всю ответственность, какая только предусмотрена действующим гражданским законодательством.
Во-первых, пассажир, согласно ст. 151 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 151 , имеет право на возмещение морального ущерба, если ему были причинены нравственные и физические страдания, к примеру, если в ожидании опаздывающего рейса не были предоставлены гостиница и еда.
Во-вторых, авиакомпании должны возмещать весь материальный ущерб, будь то оплата гостиницы, еды, такси, билетов на другие виды транспорта, а также других ущербов, которые понес пассажир вследствие задержки рейса.
Свои имущественные требования к перевозчику пассажир обязан изложить письменно и предъявить в аэропорте пункта отправления или назначения не позднее 6 месяцев (внутренние перевозки) и 7-14 дней (международные перевозки), а затем при отрицательном ответе обратиться с иском в суд.
Перечень
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга по иску Антона Буркова к авиакомпании "Трансаэро" истцу был возмещен моральный и материальный вред:
- 5 рублей 10 копеек за валерьянку, которую купил истец, разволновавшись из-за опоздания рейса;
- моральный вред суд оценил в 1 тыс. рублей;
- штраф за просрочку доставки пассажира - 62 рубля 20 копеек.