515
Оставить комментарий Распечатать

Инвентаризация активов и обязательств. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности

Размер шрифта:
Видеозапись и расшифровка фрагмента семинара "Годовой отчет-2015" Ольги Гнетовой "Инвентаризация активов и обязательств. Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности". Вебинар проведен Компанией "КАДИС".

Закон «О бухгалтерском учете» предъявляет к бухгалтерской отчетности всех хозяйствующих субъектов следующие требования:

  • Полнота;

  • Достоверность;

  • Существенность;

  • Последовательность;

Достоверность бухгалтерской отчетности можно подтвердить исключительно инвентаризацией. Данные, отраженные в бухгалтерском балансе организации, которые подтверждены результатами инвентаризации, играют важную роль как для внутреннего пользования, так и для внешнего.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчетности – это учредители, руководство, собственники имущества организации и тому подобные лица. Внешние пользователи бухгалтерской отчетности – это налоговые органы, органы статистики, банки, инвестиционные компании и остальные заинтересованные лица. Если в состав организации входят филиалы, представительства и прочие структурные подразделения, то в бухгалтерском учете и отчетах отражаются данные по всей организации в целом. Как по головному подразделению, так и по всем остальным структурным подразделениям, вне зависимости от их местонахождения. Об этом сказано в части 6 статьи 13 закона 402-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год с 1 января по 31 декабря, включительно. Исключение составляют те случаи, когда организация была создана, реорганизована или подлежит ликвидации. В этом случае, отчетной датой признается последний календарный день существования организации либо календарный день года. При этом во всех отчетных формах указывается «на 31 декабря» года, за который был сдан отчет.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как ее бумажный экземпляр заверил своей подписью руководитель предприятия. Поэтому, руководитель, подписывая отчетность, всегда должен указать дату, когда он это сделал. В учетных документах организации должен храниться один экземпляр годовой отчетности, подписанный руководителем.

Подписать отчетность имеет право не только руководитель, но и любое другое уполномоченное лицо. Это лицо должно действовать по доверенности или иметь такое право на основании приказа по организации. При направлении нескольких комплектов отчетности в разные места (например в органы статистики и ФНС), все комплекты должны быть подписаны одним и тем же лицом.

Проведение инвентаризации

[B=63]Достоверность учетных данных – это первый показатель, который интересует абсолютно всех пользователей. Порядок проведения инвентаризации регулируют несколько нормативных актов:

  • «Положение проведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н;

  • часть 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  • часть 3 статьи 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Порядок проведения инвентаризации также предусмотрен методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года №49.

Для проведения инвентаризации в обязательном порядке необходимо создать инвентаризационную комиссию. В нее должны войти представители администрации, работники бухгалтерии, материально ответственные лица и другие специалисты организации. Кроме того, в состав комиссии могут входить аудиторы, как внутренние, так и внешние. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя организации.

Если проверяются материально-производственные запасы, при ревизии обязательно должны присутствовать материально-ответственные лица. Бывают ситуации, когда материально-ответственного лица нет, например, работник уволился или заболел. Поэтому, если ревизия проводится в отсутствие материально ответственного лица, а по ее результатам обнаружена недостача, то руководителю будет крайне сложно возложить материальную ответственность на такое лицо.

Если материально ответственное лицо присутствует на ревизии, оно обязательно должно дать расписку, что все приходные и расходные документы отражены и сданы в бухгалтерию. Такие же расписки должны сдавать кассиры, если проводится ревизия кассы, а также лица, которые распоряжаются подотчетными средствами.

Инвентаризационную опись не обязательно составлять по форме, рекомендованной Госкомстатом. Однако, к ее заполнению предъявляются определенные требования. Так, опись не должна иметь незаполненных строк. Если остались пустые строки, в них необходимо проставить прочерки. На последней странице описи обязательно должна стоять отметка о проверке цен, заверенная подписями лиц, которые проводили ревизию. Опись подписывают все члены ревизионной комиссии и материально ответственные лица. Отсутствие хотя бы одной подписи аннулирует результаты всей инвентаризации.

Если в организации есть имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, то оно ревизуется отдельно. Для таких ценностей составляются отдельные описи и ведется отдельный подсчет, поскольку эти его результаты отражаются на других счетах бухгалтерского учета.

Если инвентаризации проводится в течение нескольких дней, помещения, где проводиться ревизия должны запираться и опечатываться. Если в течение дня ревизионная комиссия не смогла произвести полный подсчет, то на материально-производственные запасы вешаются бирки, предназначенные для понимания, включен этот ресурс в опись или еще нет.

Результаты инвентаризации

По результатам инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостача. По правилам бухгалтерского учета излишки приходуются, а недостача возлагается на материально ответственных лиц, либо на виновных лиц, если они были каким-либо образом установлены. Только если суд откажет во взыскании недостачи с виновных лиц, можно списать недостачу при помощи счета 91.

По результатам инвентаризации пересортица подлежит зачету. Однако ее можно зачесть только в исключительных случаях и только если она касается товаров или материально-производственных запасов одного вида. Например, засчитывать шампуни разных производителей нельзя, поскольку за это предусмотрено наказание.

В ходе инвентаризации могут быть выявлены ошибки, которые сделала бухгалтерия. В этом случае, в силу ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», необходимо сделать корректирующие записи. Прежде чем корректировать ошибки в учетной политике необходимо отразить, что именно будет считаться существенной ошибкой. Согласно пункту 3 ПБУ 22/2010 «ошибка признается существенной, если она может повлиять на экономическое решение пользователей, которое они будут принимать на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной за этот отчетный период». Поэтому критерии существенной ошибки должны быть закреплены в учетной политике. У малых предприятий в отличие от крупных есть в этом вопросе некоторые преференции. Они могут отражать ошибки в периодах выявления, то есть им не нужно заходить регрессно в тот период, в котором была сделана ошибка. И они могут исправить ошибку тогда, когда ее нашли. Данные методы относятся только к бухгалтерскому учету. Корректировка данных налогового учета производиться на основании других нормативных актов.



Подписывайтесь на канал КАДИС TV и смотрите актуальные видео по правовым и бухгалтерским вопросам!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай