Работодатели, желающие сэкономить за счет приезжих тружеников, могут угодить в тюрьму. К административной ответственности за неоднократное использование труда нелегальных мигрантов предлагается добавить уголовную. Законопроект на эту тему разработали парламентарии Алексей Журавлев («Единая Россия») и Сергей Жигарев (ЛДПР).
Документ предполагает внесение изменений в УПК РФ и УК РФ.
В Уголовный кодекс, в частности, предлагается добавить статью 322.2 следующего
содержания:
деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- Неоднократное нарушение работодателем правил привлечения, а
равно незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства —
наказывается штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
- Неоднократное нарушение работодателем или заказчиком работ
(услуг), установленных в соответствии с федеральным законом в отношении
иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление
отдельных видов деятельности — наказывается штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.".
В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают, что действующая система санкций не приносит должного результата:
правонарушениях Российской Федерации и представляет собой административный штраф для должностных лиц — до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — до восьмисот тысяч рублей. Также в отдельных случаях предусмотрено приостановление деятельности организации до девяноста суток. Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что экономических мер воздействия явно недостаточно, поскольку выгода от использования труда нелегальных мигрантов огромна и окупает любые штрафы. Кроме того статистические данные говорят о том, что процент выявления указанных правонарушений невелик и составляет не более 10% от общего числа нарушений.
Комментарии одного из авторов законопроекта и представителей профессионального сообщества приводит газета "Известия":
Председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов, однако, отнесся к идее депутатов довольно скептически.
— У нас сейчас штрафы до 800 тыс. рублей — и много ли мы видим таких прецедентов, чтобы какого-то работодателя наказали? Поэтому если скажут, что работодателя посадят, он все равно не будет сидеть, коль скоро с него не могут взять даже штраф.
Согласно данным ФМС, в страну въезжает порядка 13–14 млн человек, из них примерно 4,5 млн — нелегалы, сообщила гендиректор холдинга «Империя кадров», председатель правления НП «Эксперты рынка труда» Юлия Сахарова. — Они вносят свой вклад в нашу экономику. Несмотря на то что деньги они отправляют к себе в страну, но налог, прибыль остаются в нашей стране, — отметила Сахарова. — Но я сомневаюсь, что произойдет катастрофа, если вдруг мы лишимся этих работников. Возможно, работодатели научатся привлекать российских граждан к этой деятельности. Видимо, для этого они должны будут сделать другую зарплату, другое отношение к работникам. Естественно, сначала у кого-то окажется дефицит работников, но глобального изменения, наверное, не произойдет. В данной ситуации самая большая проблема, подчеркнула Сахарова, в том, что не прописаны четко правила.
— Зачастую сами работодатели не понимают всех правил, которые у нас приняты. Можно усиливать законы, которые ужесточают отношение к работодателям, но лучше было бы совершенствовать законодательную базу для привлечения мигрантов. Когда наши специалисты выезжают за рубеж — все совершенно четко понимают, какие документы они должны представить, что они должны знать. Там минимальный процент нелегальных мигрантов, потому что там строгий паспортный режим, строгая регистрация, у нас же есть возможности, чтобы обойти закон, — заключила специалист.
Отметим, Алексей Журавлев не впервые берется за урегулирование взаимоотношений работодателей и трудовых мигрантов. Он, в частности, предлагал обязать оформлять мигрантам
зарплатные банковские карты. По его мнению, благодаря нововведениям государство сможет контролировать миграцию и финансовые потоки. Автор инициативы считает, что сейчас крупные суммы бесконтрольно уходят за рубеж.
Добавим также, что вскоре мигранты могут получить прописку в Трудовом кодексе. С такой инициативой выступал Минтруд. Соответствующий проект закона определяет требования к трудовому договору, а также приводит перечень бумаг, которые иностранный гражданин обязан предъявить работодателю. Кроме того, ведомство перечислило основания для отстранения иностранца от работы и расторжения контракта.
Как мы писали ранее, Минтруд также подготовил поправки в законодательство, касающееся медицинского обеспечения трудовых мигрантов. В соответствии с предложенными изменениями работодателям придется обеспечивать таких сотрудников медицинской страховкой на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Кроме того, Минтруд считает, что надо включить трудовых мигрантов в список лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Напомним, правовое положение иностранных граждан в РФ устанавливает Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №115-ФЗ. Документ регулирует отношения иностранцев с органами власти и определяет условия трудовой и предпринимательской деятельности на территории страны. Правила определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования соответствующих квот зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2006 N 783. Вопросы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства прописаны в Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ.
Уголовно-процессуальный кодекс
Постановлении Правительства РФ от 22.12.2006 N 783
Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №115-ФЗ