Сейчас на учете в налоговых органах состоят более 115 тысяч кассовых аппаратов. Этой техникой владеют 58 тысяч налогоплательщиков. За 10 месяцев фискальное ведомство провело более 18 тысяч проверок. В 66% случаев нашлись нарушения. Сумма штрафов превысила 31 миллион рублей. Около 30 миллионов уже поступило в бюджет.
Последний рейд прошёл в конце ноября. В нём участвовали более 100 сотрудников налоговых органов. Они посетили рынки, магазины, торговые комплексы. Состоялось 232 проверки. В 178 случаях (77%) специалисты обнаружили несоблюдение законодательства о применении ККТ.
Обращаясь к покупателям, петербургское УФНС отмечает:
...эффективная защита от получения некачественного товара или услуги – это кассовые или товарные чеки. Если есть недовольство обслуживанием или замечены нарушения потребительских прав, то при наличии чека можно обратиться в органы государственной власти для защиты своих прав. Если же в организации отказались выдать чек, позвоните в УФНС России по Санкт-Петербургу по телефону 272-01-88. Налоговые органы проведут внеплановую проверку данной организации по устранению существующих нарушений.
Каждое обращение петербуржцев будет тщательно проверено.
Добавим, требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяет Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном порядке при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг за наличный расчет или с использованием платежных карт. Это предусмотрено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В нём также указано, когда организации и ИП могут не применять ККТ:
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Организации и индивидуальные предприниматели могут обходиться без ККТ, в частности, в ходе следующей деятельности:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Порядок наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Штрафы за нарушение законодательства о ККТ прописаны, в частности, в статье 14.5 КоАП РФ. Для граждан они составляют от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц — от 3 до 4 тысяч, для юридических лиц — от 30 до 40 тысяч рублей.
Налоговый кодекс Статья 346.26
Государственный реестр
Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ
порядком