97
Оставить комментарий Распечатать

Как снизить кадастровую стоимость земли? Уменьшаем размер земельного налога

Размер шрифта:
Конституционные права и обязанности неразрывны Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации, "право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". При этом, "граждане и их объединения вправе иметь в собственности землю" (статья 36 Конституции).

Увы, как и везде, наличие прав сопряжено с обязанностями. И указанные выше права неотделимы от нормы статьи 57 Конституции РФ, согласно которой: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Таким образом, за право иметь в частной собственности землю мы платим земельным налогом.

Как посчитать земельный налог?

Прежде всего, следует учитывать, что не одно только право собственности является основанием для уплаты земельного налога.

Как отмечено в статье 388 Налогового кодекса, "Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками … на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения".

Важнейшим моментом при определении налога является определение налоговой базы.

В силу статьи 390 Налогового кодекса:

  1. "Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

  2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации".

Относительно же порядка определения налоговой базы, соответствующий механизм установлен в статье 391 Налогового кодекса:

"Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом ".

В пункте 5 той ж статьи 391 приведены случаи, в которых налоговая база уменьшается на сравнительно незначительную сумму (10 000 рублей на одного налогоплательщика), однако перечисленные в ней случаи относятся к физическим лицам из социально незащищенных групп населения, поэтому я позволю себе подробно их не рассматривать.

Налоговым периодом для земельного налога признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей – соответственно, первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Налогового кодекса).

Делайте ваши ставки!

Вторым, важнейшим элементом земельного налога, является налоговая ставка. Правила ее установления подробно расписаны в статье 394 Налогового кодекса.

Саму ставку, по общему правилу, устанавливают представительные органы муниципальных образований, однако для "двух столиц" предусмотрено, что это полномочие переходит на уровень выше, и ставка определяется законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный законодатель не пошел по твердому установлению ставки. Он лишь установил верхний ее возможный предел, предоставив право на местах устанавливать ставку в более низком размере.

Им даны 2 ориентира ставок – не более 0,3% для некоторых льготных категорий (земли сельхозназначения, жилищное строительство, личное подсобное хозяйство) и не более 1,5% для всех остальных категорий.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему региональному законодательству, чтобы узнать, какие ставки применяются в Санкт-Петербурге.

В настоящий момент пока еще действует Закон Санкт-Петербурга от 28.11.2005 г. № 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (с внесенными в него за прошедшие года изменениями). Питерский законодатель не стал мудрствовать и практически для всех земельных участков оставил максимальную налоговую ставку в 1,5%, сделав скидку только для участков, предоставленных для подсобного хозяйства.

Однако к настоящему моменту уже принят в трех чтениях и отправлен на подпись губернатору новый закон Санкт-Петербурга "О земельном налоге". Этот законопроект устанавливает гораздо большую дифференциацию при определении ставки земельного налога.

Так, ставка всего в 0,042% установлена для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства и тому подобных целей. Еще меньше - 0,01% - для участков жилищного строительства. Подтверждена ставка в 0,3% для земель сельскохозяйственного использования.

Льготы (0,042%) подтверждены для участков, используемых в качестве разнообразных стоянок, причалов и проч. А в целях стимулирования строительства подземных гаражей, в их отношении выбрана ставка 0,01%.

Не забыли органы власти и о нуждах образования, здравоохранения, физической культуры и санаторно-курортного отдыха. Для всех подобных земельных участков ставка ограничена 0,06%. Еще меньше ставка – 0,04% - для клиник, заботящихся о братьях наших меньших.

Чуть больше, но тоже приемлемый размер, установлен для объектов культуры и искусства и религиозных объектов – 0,1%. Для участков, используемых с оздоровительными целями и рекреационными целями ставка составила 0,3-0,4%. И всего 0,03% ставка для садов, скверов, бульваров, парков, пляжей.

Небольшая льгота ждет и гостиницы – всего 1,4% вместо максимальных 1,5%.

Всем же остальным по-прежнему установлен размер ставки земельного налога в максимальные 1,5%.

Что же такого, скажете Вы? Ставка сохраняется, в чем дело? Однако дело в том, что в течение 2012 года кардинальнейшим образом были пересмотрены размеры кадастровой стоимости земельных участков, что повлечет при сохранении прежней ставки налога резкое увеличение общей суммы земельного налога к уплате.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай