Обязательно ли указывать марку бензина в путевых листах и вести раздельный учет по маркам?
Я работаю в компании, где используются путевые листы для учета движения автомобилей. При проверке выяснилось, что в путевых листах не указывается марка бензина. Проверяющий утверждает, что это обязательно. Я сослалась на приказ Минтранса, где этого не требуется. Как быть в этой ситуации?
Путевой лист легкового авто обычно заполняют по типовой межотраслевой форме № 3 (Постановление ГКС № 78 от 28.11.1997). Но обязательных форм для путевок нет. Зато есть перечень обязательных сведений, которые включают в этот документ. Они закреплены:
- ч. 3 ст. 6 Устава автомобильного транспорта (259-ФЗ от 08.11.2007);
- Приказом Минтранса № 390 от 28.09.2022;
- ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011 (эти реквизиты обязательны для всех первичных документов).
Ни в одном из этих НПА нет требований о марке бензина. Главное требование — прописать показатели одометра при выпуске транспорта на линию и после возвращения с линии, когда закончится последний рейс. Если проверяющий начнет придираться, не просто сошлитесь, а покажите ему текст указанных нормативов.
Но все же, если заполняете путевку по форме № 3, там есть отдельная графа для марки горючего и его кода в разделе «Состояние автомобиля». Заполните ее, у вас есть эти показатели. Информацию о марке бензина указывают и в других типовых межотраслевых формах путевок — 4-С, 4-П, ЭСМ-2 и пр. И учтите, что если в путевом листе не указана марка ГСМ, ваша компания не сможет обосновать расходы на списание этого топлива (письмо Минфина № 03-03-06/1/57550 от 21.06.2023). Так что марку горючего в путевке все же лучше указывать.
Как отразить в путевых листах разные авто и разные виды топлива?
У нас в компании есть несколько автомобилей, и каждый заправляется определенным видом топлива. Как правильно это отразить в путевых листах, чтобы не было проблем при проверке?
На каждый автомобиль составляют отдельный путевой лист. Таким способом ведется учет и контроль и машины, и водителя. В типовых путевках есть отдельная графа для марки горючего: для каждого транспортного средства указывайте ту марку, которой его заправили. В таком случае у проверяющих не возникнет вопросов.
Кроме того, учет топлива ведется и по талонам и топливным картам. Когда организация оплачивает бензин конкретной марки по договору, ей передают талоны или топливные карты. По ним водители и заправляют машины на АЗС.
Для бухучета в приходном ордере указывают:
- марку бензина;
- серии и номера полученных талонов или топливных карт;
- номинал талонов или топливных карт в литрах.
Талоны на заправку выдают водителю после предъявления путевого листа, на котором в строке «Выдать горючее» уполномоченное лицо пишет количество разрешенного топлива. Это количество рассчитывают по заданию и с учетом остатка бензина в баках при выезде. Водитель расписывается за полученные талоны. По каждой марке бензина ведут отдельную ведомость.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как учитываются ГСМ для целей БУ и НУ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как подтвердить марку топлива в путевом листе?
У нас водители прикладывают чеки к авансовому отчету, где указана марка топлива. Этого достаточно для подтверждения марки топлива в путевых листах?
Да, достаточно. Но бухгалтеру еще надо учесть расходы на ГСМ. Есть два варианта.
Первый — списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению. Все затраты принимают к учету на основании чеков АЗС, которые прикладываются к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Но обосновать такие затраты сложно: в чеке указывают только марку топлива и время заправки, но не пишут марку и госномер автомобиля. А это может привести к завышению топливных расходов.
Чтобы ничего не нарушить, организации нормируют расходы на ГСМ для каждого своего автомобиля и закрепляют методику расчета нормативов в учетной политике. Норму определяют на основании технической документации производителя.
Второй вариант учета — определение нормативного расхода после контрольных замеров. Вот как это работает: по контрольной поездке рассчитывают фактический расход топлива на 100 км пробега, фиксируют в приказе и используют для расчета затрат на ГСМ. А сам расчет производят на основании пробега из путевого листа. Этот способ сложнее, но позволяет установить точную норму расходов на лето и зиму для каждого автомобиля.
Что будет, если не все графы путевого листа заполнены?
При проверке выявили, что некоторые графы в путевых листах не заполнены. Какие могут быть последствия для компании и для меня, как бухгалтера?
Ответственность возможна только в тех случаях, когда путевой лист необходим. К примеру, если компания занимается перевозками пассажиров и багажа, грузов на собственных транспортных средствах или является арендодателем по договору аренды транспортного средства с экипажем. ИП, организациям и ее должностным лицам, то есть руководителям, грозит административная ответственность. А бухгалтера смогут привлечь к ответственности за неполное или некорректное заполнение путевки — за отсутствие доказательств обоснованности расходов по прибыли, если бухгалтерия приняла к учету неправильный документ (ст. 15.11 КоАП РФ). За первое нарушение штраф составит от 5000 до 10 000 рублей, за повторное — от 10 000 до 20 000 рублей.
Какие штрафы за неверное заполнение путевых листов?
Я слышал, что за неправильное заполнение путевых листов могут наложить штрафы. Какие конкретно суммы и как избежать этого?
Основные штрафы назначают за отсутствие отметок о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителя и предрейсового контроля технического состояния автомобиля, причем штрафуют разные ведомства.
Если нарушения выявят в ГИБДД или в других органах транспортного контроля, назначат штраф (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ, письмо Минтранса № Д3-194-ПГ от 02.02.2021):
- водителю — 3000 рублей;
- должностному лицу — 5000 рублей;
- организации — 30 000 рублей.
За отсутствие отметки о медосмотрах Роструд оштрафует (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- должностное лицо, ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
- организацию — от 110 000 до 130 000 рублей.
Росздравнадзор тоже проверяет отметки о медосмотре и за их отсутствие штрафует (ст. 11.32 КоАП РФ):
- должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
- организации и ИП — от 30 000 до 50 000 рублей.
А если нет ни путевого листа, ни других документов, которые подтверждают расходы на оплату труда водителей и ГСМ, или если такие документы оформлены с ошибками, и это привело к неуплате или неполной уплате налога на прибыль, налогоплательщика оштрафуют на 20% от неуплаченной суммы налога. Если нарушения совершили умышленно, штраф составит 40% (ст. 122 НК РФ).
Единственная возможность избежать штрафа — формировать путевки на каждый автомобиль и заполнять их без ошибок.
Электронный учет путевых листов
В эпоху цифровизации хотелось бы перейти на электронный учет. Это законно и какие есть подводные камни
Да, вы вправе работать с электронными путевыми листами. Никаких обязательств по составлению бумажных или электронных путевых листов нет.
Формат электронного путевого листа утвердили налоговики (Приказ ФНС № ЕД-7-26/116@ от 17.02.2023). В электронной путевке надо указывать все те же обязательные сведения, что и в бумажной (Приказ Минтранса № 390). Но, в отличие от бумажных, в электронных путевых листах вы сможете скорректировать информацию о водителях, о марках, моделях, регистрационных номерах прицепов и полуприцепов (Приказ Минтранса № 159 от 05.05.2023).
Медработники и сотрудники, которые отвечают за техническое состояние авто, подписывают электронную путевку собственными усиленными квалифицированными электронными подписями. Электронный путевой лист предъявляют в электронной или распечатанной форме.
Как обеспечить конфиденциальность информации в путевых листах?
В путевых листах содержится много информации о маршрутах и графиках. Как обеспечить их конфиденциальность
Путевой лист практически невозможно засекретить. Водители обязаны предоставить его по запросу сотрудников ГИБДД и других контролирующих органов. Есть лишь один способ обеспечить конфиденциальность путевок — перейти на электронный формат. Такие документы подписывают усиленной квалифицированной подписью и защищают в криптопрограммах. А в государственные системы попадают только защищенные сведения (ПП РФ № 931 от 21.05.2022).
Оптимизация процесса заполнения путевых листов
Заполнение путевых листов занимает много времени у водителей и бухгалтерии. Есть ли способы оптимизации этого процесса?
Путевки не обязательно заполнять вручную. Функция работы с такими документами есть в каждой бухгалтерской программе, к примеру, в 1С. Кроме того, зарегистрированный пользователь сможет составить электронный путевой лист в специальной программе ГИС ЭПД. Авторизуйтесь в системе электронных перевозочных документов через портал Госуслуги.
Еще по теме: