Когда консультанты несут ответственность за убытки заказчика: новый взгляд ВС РФ
ВС РФ определил, в каких случаях исполнитель консультационных услуг отвечает за причиненные убытки перед заказчиками, а в каких — нет.
Что произошло? Верховный Суд РФ разъяснил, когда исполнители консультационных услуг могут быть привлечены к ответственности за убытки, вызванные некачественными услугами. Речь идет о резонансном деле против Ernst & Young.
Согласно определению ВС РФ от 13.02.2024 № 305-ЭС23-18507, ключевым критерием является не просто качество работы, а степень профессионализма и заботливости, которую консультант проявил при выполнении задачи. Если исполнитель действовал как любой разумный специалист в аналогичной ситуации, его нельзя винить в причинении убытков. Убытки можно взыскать, если они возникли из-за непрофессионализма.
Суд подчеркнул, что если заказчик знал об отсутствии у исполнителя особых знаний и умений и, тем не менее, обратился к нему за услугой, претензии к качеству выполненной работы будут несправедливы. Но если консультант позиционировал себя как высококвалифицированный профессионал и не применил необходимые знания и умения, для определения меры его имущественной ответственности неправильно использовать пониженный стандарт качества к оказываемым им услугам.
Выводы применимы и для тех случаев, когда имеется оговорка, исключающая или ограничивающая ответственность консультанта. Это договорное условие является допустимым. Но на него нельзя ссылаться, если услуги были оказаны настолько непрофессионально, что не принесли заказчику пользы. Например, если методика, разработанная консультантом, оказалась заведомо непригодной.
Читайте дополнительно по теме: