Все государственные и муниципальные услуги переведут на круглосуточный и удаленный формат

В ближайшие полтора года большую часть государственных и муниципальных услуг сделают доступными в онлайн-режиме. Помимо доступности, власти упростят взаимодействие между госструктурами и гражданами.

Правительство опубликовало распоряжение, в котором описана концепция перехода к предоставлению абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг гражданам без их личного присутствия в режиме 24/7 и план-график по ее реализации. По сути, документ предусматривает расширение перечня случаев обращения к властям через портал госуслуг и иные информсистемы и улучшение работы самих онлайн-сервисов.

Первостепенная задача — перевод в электронный вид социально значимых услуг, которые сегодня граждане и бизнес получают:

  • в федеральных органах власти;
  • внебюджетных фондах;
  • органах исполнительной власти субъектов.

Чиновники подчеркивают, что с помощью единого портала сейчас предоставляют 40 федеральных и около 60 региональных и муниципальных услуг. При этом заявителям оказывают порядка 600 услуг на уровне государства и более 2000 — на уровне субъектов. Большую часть из них до конца 2023 года переведут в онлайн-режим.

Обсуждая документ на совещании с вице-премьерами, глава правительства Михаил Мишустин напомнил, что сейчас не все государственные услуги оказываются в электронном виде. Например, чтобы получить полис ОМС, гражданин лично обращается либо в страховую компанию, либо в многофункциональный центр. Для этого надо найти время, подстроиться под график работы учреждений.

Теперь все процессы оказания государственных и муниципальных услуг будут последовательно переводиться в цифровой формат и предоставляться проактивно. Это позволит к концу следующего года свести на нет бумажную волокиту, временные и финансовые затраты для людей, значительно сократит сроки предоставления услуг, — заявил Мишустин.

В концепции запланирован не только переход на электронный формат взаимодействия граждан и власти, но и:

  • сокращение избыточных процедур;
  • отказ от предоставления документов, которые и так имеются у властей федерального и регионального уровней;
  • оптимизация процессов с учетом конкретной жизненной ситуации;
  • возможность получить несколько услуг одновременно при подаче одного заявления.

Проанализировали чиновники и проблемы, с которыми сталкиваются пользователи портала госуслуг. Среди них — отсутствие оповещений о ходе рассмотрения заявлений, неактуальные сведения о гарантиях и возможностях сервисов, невозможность оплачивать обязательные суммы посредством единого портала. Эти и другие проблемы планируется решить в ближайшие полтора года — до конца 2023.

Хотя россиян планируют массово перенаправить за госуслугами в интернет, останется возможность обращаться и через МФЦ. Но гражданам разрешат отказаться от бумажных документов, загрузить все копии в личный кабинет на едином портале, а затем предоставлять их во все государственные структуры. При необходимости доступ к таким сведениям (полностью или частично) откроют нотариусам, банкам, работодателям, компаниям ЖКХ и иным заинтересованным контрагентам.

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой