Изменение Бюджетного кодекса РФ с 1 октября 2021 года: новые требования к субсидиям и госгарантиям

Законодатели пересмотрели требования к субсидированию организаций из бюджета и изменили условия предоставления государственных гарантий. 

Содержание

Редакцию Бюджетного кодекса РФ с 01.10.2021 изменил Федеральный закон от 22.04.2020 № 120-ФЗ, вступивший в силу спустя 1,5 года после официального опубликования. Его нормами предусмотрены дополнительные основания для выделения бюджетных субсидий, а также предоставления государственных гарантий для обеспечения обязательств юридических лиц или ИП по кредитам (займам).

Новые требования к бюджетным субсидиям

В силу новой редакции статьи 78 БК РФ «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» субсидии из федерального бюджета могут предоставляться юридическим лицам, являющимся хозяйственными обществами, в том числе для реализации ими функций, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами правительства РФ в виде вкладов в имущество таких юридических лиц, не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы, в соответствии с российским законодательством.

Государственные гарантии

Нормами п. 2 статьи 115 БК РФ в новой редакции предусмотрено, что:

Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в п. 4 статьи 115.1 БК РФ) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 БК РФ).

Определено, что гарант может отозвать государственную (муниципальную) гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), только в случае:

  • изменения без предварительного письменного согласия гаранта указанных в гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
  • в случае нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в отношении которого, в соответствии с законодательством РФ и (или) кредитным договором и договором о предоставлении гарантии по кредиту, кредитором осуществляется контроль за целевым использованием кредитных средств.

Нормами новой редакции статьи 115.2 БК РФ «Порядок и условия предоставления государственных (муниципальных) гарантий» предусмотрено, что правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования имеют право привлекать агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий, в том числе для:

  • анализа финансового состояния принципалов, их поручителей (гарантов);
  • ведения аналитического учета обязательств принципалов, их поручителей (гарантов) и иных лиц, возникающих в связи с предоставлением и исполнением государственных (муниципальных) гарантий;
  • взыскания задолженности таких лиц.

Статьей 115.3 БК РФ установлено, что неисполнение принципалом обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед публично-правовым образованием (гарантом). К принципалу, не исполнившему такую обязанность, применяются положения, предусмотренные п. 1 статьи 93.2 БК РФ и п. 1.1 статьи 115.2 БК РФ для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (гарантом). В статью 116 БК РФ внесены поправки о порядке действий гаранта в случае неисполнения принципалом обязательств.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года