За попутчиков придется платить НДФЛ
Разделись расходы на поездку на всех и не заплатить налог больше не получится. В ФНС считают, что такая экономия создает налогооблагаемый доход у водителя автомобиля.
Что случилось?
Минфин и ФНС России намерены брать НДФЛ по ставке 13% с водителей, которые за деньги подвозят попутчиков в рамках сервисов совместных поездок, например BlaBlaCar. Так ответили чиновники на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков. Как сообщили «Известия», в настоящее время Минтранс согласовывает законопроект, которым будет урегулирована сфера карпулинга. Однако налог за всех пассажиров водители обязаны платить уже сейчас, вне зависимости от того, имеют они статус ИП или нет.
Поездки через BlaBlaCar подорожают?
Сервис BlaBlaCar и ему подобные были созданы с целью поиска попутчиков для улучшения логистики и снижения расходов на путешествия граждан. Логично, что если у человека в машине есть свободные места, он может взять попутчиков, с которыми просто скинется на бензин. Обычно это именно так и происходит и никакой материальной выгоды водители не получают. Но чиновники думают иначе.
Выручка водителя, которому пассажир фактически компенсирует часть расходов на перевозку, по мнению Минфина и налоговиков, не освобождена от обложения НДФЛ, поскольку является доходом физлица. Из ответа Минфина на запрос РПП следует, что в статье 217 Налогового кодекса РФ, в которой содержится перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, ничего не сказано про совместные покупки или поездки с целью экономии. Следовательно, как указал замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Виталий Прокаев, подписавший ответ Минфина на запрос:
Доходы физических лиц, такие как плата за использование транспортного средства или денежные компенсации части расходов, связанных с перевозкой другого гражданина, подлежат налогообложению. В соответствии с пунктом 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физлиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Действующее законодательство не регулирует такие отношения, но Минтранс уже подготовил законопроект о регулировании сервисов совместных поездок. Он сейчас проходит стадию межведомственного согласования. Этим законом будут отрегулированы не только вопросы налогообложения, но и порядок взаимодействия водителя с пассажирами. Чиновники намерены прописать в нем, что:
- на условиях карпулинга водитель может делать не больше двух перевозок в день;
- оплату можно принимать только в безналичном виде, при оплате за наличные требуется статус ИП или самозанятого и кассовый аппарат;
- за коммерческие рейсы аккаунты водителей будут блокировать.
При этом в законопроекте не указано, что плата за бензин является доходом. Поэтому, есть шанс, что если документ будет принят в первоначальном виде, компенсацию за совместные поездки включат в перечень необлагаемых НДФЛ доходов. Но эксперты считают, что это маловероятно, Минфин высказал четкую позицию на этот счет, и налоги водителям все же придется платить. Более того, для упрощения администрирования и повышения собираемости налога сервисы карпулинга могут сделать налоговыми агентами, чтобы они удерживали и перечисляли в бюджет НДФЛ со всех платежей в пользу водителей.
В РПП отмечают, что на таких условиях работы водители будут вынуждены включать налог в сумму, которую будут просить с попутчиков. Значит, стоимость карпулинга подорожает как минимум на 13%, а это может сделать его невыгодным. Но главное, что доходы бюджета увеличатся. Это важнее, чем экономия у граждан. Во всяком случае для Минфина.
Для информации: с каких компенсаций и кому надо обязательно платить НДФЛ