Минфин разъяснил масштабные изменения в бухгалтерском учете
Обязательность требований главного бухгалтера, запрет на исправление ошибок в утвержденном балансе, новые требования к бюджетному учету — об этих и других поправках в ФЗ о бухучете в письме Минфина России.
Что случилось?
26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ, который внес масштабные поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В связи с этим Минфин России выпустил письмо № ИС-учет-20 от 22.08.2019, в котором сделал обзор новаций и разъяснил их применение на практике. Письмо получилось достаточно объемным и подробным. Рассмотрим наиболее важные поправки, на которые обратили внимание чиновники.
Запрет на изменение бухгалтерской отчетности
Установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Это касается только тех организаций, для которых обязательное утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами или учредительными документами организации.
Новый порядок исправления ошибок в отчетности
Федеральная налоговая служба России с 1 января 2020 года будет вести Государственный информационный реестр бухгалтерской отчетности (ГИРБО), в который будут попадать все бухгалтерские балансы и другие бухгалтерские отчеты организаций, для которых раскрытие отчетности предусмотрено законодательно. Поправки в закон определили порядок представления исправленной бухотчетности в ГИРБО.
Так, если организация выявила и исправила неточность или ошибку в отчете, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, она также обязана сдать аналогичный исправленный экземпляр бухгалтерской отчетности для внесения исправленных данных в информационный ресурс. Исправленная отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения организации в том же виде, в каком был сдан первоначальный вариант:
- в виде электронного документа по ТКС;
- в бумажном виде.
Сделать это необходимо в срок не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправлений. При этом, если изменения были внесены в бухотчетность при ее утверждении, то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем ее утверждения.
Исполнение требований главного бухгалтера
Новая редакция статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает, что требования главного бухгалтера организации в части ведения и предоставления первичных учетных документов являются теперь обязательными не только для работников бухгалтерии, но и для всех остальных сотрудников компании. Обязательны для исполнения требования, связанные с соблюдением установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представлением документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. При этом все требования главбуха к работникам должны быть оформлены в письменной форме.
Учет в бюджетных организациях и учреждениях
Теперь некоторые организации, которые не имеют статуса бюджетных, получили полномочия по ведению бюджетного учета. На них, в частности, распространяются положения ФЗ «О бухгалтерском учете» при осуществлении ими полномочий по ведению бюджетного учета или составлению и представлению бюджетной отчетности, например, при получении бюджетных средств. Если государственное (муниципальное) унитарное предприятие получило полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования госконтрактов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты госсобственности, то у него появляются обязанности:
- вести бюджетный учет,
- составлять и представлять бюджетную отчетность.
Кроме того, в ФЗ «О бухгалтерском учете» термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы», а также термин «органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов» заменен термином «органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами». Перечень экономических субъектов, относящихся к организациям бюджетной сферы, стал шире, в него включены органы местной администрации.
Также Минфин рекомендует организациям бюджетной сферы обратить внимание на ряд важных поправок. В частности, ими определено, что:
- законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов должны быть организованы не руководителем организации бюджетной сферы, а другим должностным лицом;
- бюджетное законодательство устанавливает порядок передачи полномочий по ведению бухучета и представлению бухотчетности в бюджетной сфере;
- требования к главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухучета), установленные частью 4 статьи 7 ФЗ «О бухгалтерском учете», распространяются на организации бюджетной сферы, составляющие консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, не только на органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов, как было до сих пор;
- первым отчетным годом организации бюджетной сферы, созданной после 30 сентября, является период с даты ее создания по 31 декабря того же календарного года включительно, а не период с даты госрегистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации, включительно, при этом ФСБУ госфинансов может быть установлен другой порядок исчисления первого отчетного года;
- Минфин России наделен полномочиями устанавливать порядок составления бухотчетности организации бюджетной сферы при ее ликвидации (упразднении);
- при Минфине будет создан Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов, в функции которого войдет проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.