Как перевести жилое помещение в нежилое с учетом изменений Жилищного кодекса

Порядок перевода жилого помещения в нежилое — это изменение назначения объекта недвижимости в ЕГРН, что позволяет вести в нем бизнес на законных основаниях.

Содержание

С 09.06.2019 вступили в силу поправки к Жилищному кодексу РФ. Теперь владельцу помещения необходимо предоставить подтверждения того, что изменения не затронут интересов соседей. Как это сделать, а также полную процедуру смены назначения объекта недвижимости рассмотрим далее.

Что изменилось в законодательной базе

Изменения затронули в том числе и порядок перевода в нежилое помещение. Расширился перечень условий перевода, предусмотренный частью 2 статьи 22 ЖК РФ. Раньше достаточно было оборудовать отдельную входную группу в нежилое помещение. Однако законодательство не лишало альтернатив. Теперь оно обязывает исключить возможность прохода туда через подъезд. То есть дверной проем, который изначально вел в квартиру, придется заложить.

Часть 2 статьи 23 пополнили двумя документами, которые необходимо приложить к заявлению о смене статуса:

  1. Протоколом общего собрания жильцов многоквартирного дома. В соответствии с частью 2 статьи 46 ЖК РФ, нужно большинство голосов не только по дому в целом, но и в пределах подъезда, где расположена переводимая квартира.
  2. Согласием всех соседей — сверху, слева, справа и снизу (если таковые имеются). Каждый из них должен написать разрешительный текст в произвольной форме с указанием своих паспортных данных и правоустанавливающих документов.

Статья 24, предусматривающая возможности отказа в переводе, осталась без изменений.

Шаблон протокола

Когда разрешат

С учетом нововведений перечень условий, изложенных в статье 22, выглядит так:

  1. Изначальное наличие отдельного входа. При отсутствии такового — заключение технической экспертизы о возможности его организовать.
  2. Принадлежность заявителю на праве собственности.
  3. Отсутствие претензий прочих владельцев. Другие собственники должны дать письменное согласие. Сама квартира не должна быть в ипотеке, заложена или арестована.
  4. Наличие иного места жительства у заявителя и других собственников. Проживание после смены статуса будет запрещено, как и прописка.
  5. Подходящее расположение на поэтажном плане. Нежилой объект не может находиться над жилым.

Уполномоченный орган заранее осведомится, под какой вид деятельности меняется статус объекта. Законодательно запрещено размещать в зданиях жилых домов религиозные организации. По морально-этическим соображениям не разрешат превращать бывшую квартиру в ночной клуб, сауну, похоронное бюро и общественную уборную.

Какие документы понадобятся

Смена назначения объекта недвижимости — это официальная процедура. В жилых помещениях можно только жить. Индивидуальные предприниматели могут выполнять в них некоторые работы, не связанные с производством или приемом клиентов.

ВАЖНО!
В соответствии с частью 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009, это касается представителей творческих профессий, ученых и адвокатов. Всем остальным, желающим превратить квартиру в офис или магазин, придется сделать это официально.

Кроме вышеупомянутых протокола собрания жильцов с положительным решением и согласий всех соседей из примыкающих помещений, заявитель подает:

  1. Свидетельство о праве собственности (если зарегистрировано до 2017 года) или выписку из ЕГРН со сведениями о владельцах.
  2. Разрешения от других собственников (даже если они в этой квартире не проживают).
  3. Техпаспорт квартиры и поэтажный план МКД. Если право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН, эти два документа можно не прикладывать.
  4. План перепланировки, переустройства (если они требуются).

Заключения СЭС и пожарных предоставляются не всегда. О такой необходимости сообщат в уполномоченном органе при рассмотрении конкретного заявления.

Как проходит процедура

Компетенция по переводу помещений из жилых в нежилые (и наоборот) принадлежит органу местного самоуправления. Заявления принимают и многофункциональные центры. Рассмотрение проходит следующим образом:

  1. Эксперты оценивают возможность перевода на протяжении 45 дней максимум.
  2. По истечении этого срока они выносят решение, положительное или отрицательное.
  3. В течение трех дней заявитель получает уведомление.
  4. При положительном администрация самостоятельно уведомляет об этом Росреестр.
  5. В течение 15 дней обновляются сведения в ЕГРН.

Собственнику остается получить обновленную выписку по почте, через МФЦ или в электронном виде. Никаких расходов он при этом не несет. За сам перевод госпошлина отсутствует.

За получение выписки плату также не взимают. В данном случае она является не результатом услуги по предоставлению сведений из ЕГРН, а подтверждением внесения в него изменений в части назначения объекта. А это, как упоминалось выше, бесплатно.


Шаблон протокола

Юрист сайта "Правовед.ру", автор научных статей по юриспруденции.