2 800

Бухгалтерский и налоговый учет: консультация для директора

Часто на практике люди, не занимающиеся вплотную бухгалтерским учетом, но имеющие непосредственный интерес к его корректному ведению (например, генеральные директора или собственники бизнеса) сталкиваются с множеством вопросов, объяснить которые без детального изучения бухгалтерского законодательства не представляется возможным. Однако наибольшее непонимание может вызывать фраза, произнесенная бухгалтером, что для целей бухгалтерского учета организация может принять определенные расходы, а для целей налогового учета — нет. В статье мы установим основные отличия между двумя видами учета, а также попытаемся найти взаимосвязь и соотношение между ними.

Содержание

Законодательная база

Начнем с того, что бухгалтерский учет и налоговый учет регулируется абсолютно разными нормативными документами:

  • бухгалтерский учет регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 и Положениями по ведению бухгалтерского учета (ПБУ);
  • налоговый учет регулируется Налоговым кодексом РФ, а если говорить более точно, то главой №25, которая регулирует порядок признания доходов и расходов с целью исчисления налога на прибыль.

Понятие доходов и расходов

Если говорить о взаимосвязи, то эти две нормативные базы содержат понятие доходов и расходов организации. Так, согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Налоговый кодекс же под доходами организации, а точнее, доходами от реализации, признает выручку от реализации товаров, как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах.

Расходами же, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. В Налоговом кодексе, в соответствии со статьей 252, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика.

Оба эти понятия, доходы и расходы, в бухгалтерском и налоговом учете достаточно близки по своей сути, однако бухгалтерский учет делает акцент на увеличении либо уменьшении эконмических выгод, тогда как для налогового учета скорее важна фиксация и документальное подтверждение доходов и расходов.

Отличия бухгалтерского и налогового учета

Основными отличиями между бухгалтерским и налоговым учетом является порядок признания доходов и расходов организации и, соответственно, определение прибыли. Особенно хотелось бы выделить требования, которые Налоговый кодекс выдвигает к расходам.

Так, например, определенные виды расходов нормируются, т.е. признать в налоговом учете можно только определенную сумму и не более. Например, представительские расходы учитываются в расходах в пределах норматива — 4% от расходов на оплату труда за отчетный период, в котором проведено представительское мероприятие (п. 2 ст. 264 НК РФ). И таких нормативов в отношении расходов в НК РФ содержится достаточное количество.

Также отдельного упоминания заслуживает амортизация основных средств. В бухгалтерском учете вариантов начисления амортизации больше, чем в налоговом учете. Для целей бухгалтерского учета амортизация может начисляться следующими 4 способами:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Налоговый кодекс содержит всего два метода: линейный и нелинейный.

Или, например, если организация продала основное средств с убытком, то в бухгалтерском учете эти убытки признаются единовременно, тогда как в налоговом учете убыток списывается постепенно в составе прочих расходов равными частями в течение оставшегося срока полезного использования данного основного средства (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Как видно из приведенных выше примеров, Налоговый кодекс создает определенные «рамки» для расходов организации, тогда как бухгалтерский учет более открыт и вариативен.

Сравнительную таблицу двух видов учета можно посмотреть в статье на нашем портале.

Ввиду того, что признание доходов, а особенно расходов, может различаться в бухгалтерском и налоговом учете, то для того, чтобы соотнести два этих вида учета при расчете налога на прибыль, бухгалтеры применяют ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Применение данного ПБУ достаточно трудоемко, именно поэтому одной основных задач ФНС на 2020-2022 годы является сближение двух видов учета (п. 1.2.4 Стратегической карты ФНС России на 2020–2022 годы).