Водителей будут трудоустраивать по новым правилам

Водителей хотят в очередной раз разделить на любителей и профессионалов. Работодателям разрешат трудоустраивать только тех граждан, имеющих право управления транспортными средствами, в водительских удостоверениях которых будет стоять специальная отметка о прохождении независимой оценки квалификации.

Содержание

Что случилось?

Минтранс России разместил на едином портале для публикации проектов нормативно-правовых актов законопроект о новых правилах допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности. Чиновники хотят обязать всех лиц, желающих работать водителями, проходить независимую оценку квалификации. Соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которым должен быть установлен запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, которые не подтвердили свою квалификацию. Минэкономразвития опубликовало отрицательный отзыв на эту инициативу.

Любителей на работу не брать!

Законопроект Минтранса направлен на установление права руководства организаций и ИП отказывать в трудоустройстве, и даже увольнять уже трудоустроенных водителей, которые не захотят пройти специальный независимый экзамен. Соответствующие поправки будут внесены в статью 81 Трудового кодекса РФ, а также в статью 187 ТК РФ, куда добавят новый пункт об обязанности работодателей трудоустраивать исключительно профессионалов. Об этом руководству скажет спрециальный международный код «95», который будут ставить в водительских удостоверениях. Переаттестация будет предусмотрена не реже, чем один раз в 10 лет.

В настоящее время, в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, работодатель не препятствует прохождению работником такой оценки и сохраняет за работником место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. Аналогичные правила распространят на всех водителей.

Пока же работать водителями по найму имеют право все граждане, у которых есть российское национальное водительское удостоверение. Если законопроект будет принят, то в такое удостоверение будут ставить отметку, подтверждающую «профессиональную компетентность»водителя — код «95». Этот принцип уже сейчас широко применяется в странах Европы. Подтверждать свой профессионализм придется всем водителям, имеющим категории C, D, E и их подкатегорий для транспортировки прицепов, а также категории на легковые автомобили для работы водителями такси.

Первоначально Минтранс предлагал, чтобы отметка профессионала в правах действовала всего пять лет, по истечении которых водителю пришлось бы вновь проходить независимую оценку. Но Минэкономразвития в своем отзыве отметило, что срок действия водительского удостоверения в России 10 лет, поэтому и код должен действовать не менее этого срока. В противном случае это увеличит временные и финансовые издержки граждан при выполнении новых требований. Кстати, независимая оценка квалификации для водителей будет платной и работодатель не обязан возмещать ее стоимость работникам и соискателям. Поэтому в большинстве случаев новый код кандидатам в профессиональные водители придется оплачивать из своего кармана.

В настоящее время проект Минтранса проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. После этого инициативу изучат в Правительстве РФ.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года