Изменения в Налоговом кодексе РФ с 1 января 2018 года
1 января 2018 года начинает действовать новая редакция Налогового кодекса РФ. Его традиционно масштабно меняют в начале года, но нынешние поправки можно назвать одними из самых объемных за последние годы. Достаточно заметить, что их внесли целых 24 новых законов. Мы включили в обзор основные из новелл.
Редакцию Налогового кодекса РФ с 1 января 2018 года изменили следующие законы:
Федеральный закон от 29.07.2017 N 254-ФЗ;
Федеральный закон от 29.07.2017 N 253-ФЗ;
Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ;
Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ;
Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ;
Федеральный закон от 03.04.2017 N 58-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 361-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 354-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 351-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 349-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 348-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 346-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 344-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 342-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 341-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 339-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 334-ФЗ;
Федеральный закон от 27.11.2017 N 333-ФЗ;
Федеральный закон от 14.11.2017 N 316-ФЗ;
Федеральный закон от 30.10.2017 N 305-ФЗ;
Федеральный закон от 30.10.2017 N 303-ФЗ;
Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ.
Их много, а поправок еще больше: введение в России tax free, повышаются акцизы, изменяется порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), а также налоговыми агентами. Кроме того, законодатели уточнили налоговые ставки, изменили порядок применения нулевой ставки НДС и порядок выставления счетов-фактур. Рассмотрим некоторые новеллы НК подробнее.
Счета-фактуры
Новая редакция статьи 168 НК РФ предусматривает, что по общему правилу при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории России, он обязан предъявить покупателю сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 НК РФ. Законодатели добавили исключение из этого правила: оно не распространяется на реализацию товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в пункт 5 статьи 168 НК РФ добавлен новый абзац следующего содержания:
При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом".
Из норм статьи убрали необязательность выделения суммы НДС на чеках и других документах, выдаваемых покупателю. Теперь такое выделение будет являться обязательным.
Также изменилась статья 169 НК РФ, которая регулирует само понятие счета-фактуры. Законодатели добавили в нее расшифровку понятия:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Что касается корректировочных счетов-фактур, составленных при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения:
- цены;
- количества (объема) отгруженных товаров,
то они таже являются документами, служащими основанием для принятия сумм налога к вычету покупателями, исполняющими обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 НК РФ.
Система tax free
Новой системе возмещения в кодексе посвящена новая статья 169.1 НК РФ, которая называется "Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации". В ней сказано, что иностранные граждане, которые приобрели товары на территории РФ у налогоплательщиков — организаций розничной торговли, в составе цены которых есть НДС, и вывозят их за пределы РФ, имеют право на компенсацию суммы НДС. Выплата денежных средств иностранцам осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены нормами данной статьи.
В частности, предусмотрено, что для получения компенсации гражданин должен предъявить паспорт, выданный уполномоченным органом иностранного государства, не являющегося государством — членом Евразийского экономического союза. В этом паспорте должна быть отметка о въезде иностранца на территорию Российской Федерации. Условием получения денег являтся вывоз купленных товаров таким гражданином за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза через пункты пропуска через Государственную границу РФ. Перечень пунктов пропуска должно установить Правительство РФ. За подакцизные товары налог компенсировать не будут. Кроме того, услуга по компенсации является платной, поэтому на руки иностранец получит разницу между фактическим НДС в цене приобретенного товара и стоимостью услуги tax free.
Новый вычет добавлен в соответствующую статью 171 НК РФ, в ней появился пункт 4.1 следующего содержания:
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками — организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам — гражданам иностранных государств, указанным в пункте 1 статьи 169.1 НК РФ, в случае вывоза указанных товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Отнесение НДС на затраты
Законодатели изменили нормы статьи 170 НК РФ, которая регулирует порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В нее добавлены новые пункты. Например, новый пункт 2.5 предусматривает, что если налогоплательщик приобрел товары или услуги, в том числе основные средства и нематериальные активы, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетной системы РФ, то он не может заявить вычет суммы НДС в их составе. Аналогичный порядок действует при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий или бюджетных инвестиций, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц. В этом случае налогоплательщик имеет право включить суммы НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета. Если раздельного учета нет, то включать НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций нельзя.
Кроме того, нормами этой же статьи предусмотрены различные ситуации восстановления сумм НДС с правилами и исключениями.
Вычеты по НДС
Новая редакция статьи 171 НК РФ предусматривает, что если стоимость отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг) изменилась в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) или количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то вычету подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости до и после такого уменьшения. В статью 172 НК РФ добавлена норма о том, что в случае если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки по НДС, то на него не распространяется порядок предоставления вычетов по правилу на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Они могут применять вычеты на общих основаниях.
Акцизы
В кодекс ввели новую статью 179.6 НК РФ "Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов". Как видно из ее названия, она регулирует порядок выдачи документов производителям новых подакцизных товаров. Кроме того, изменения внесены в статью 179.3 НК РФ, они касаются уточнений терминов. В статье 181 НК РФ из состава подакцизных товаров выведи бензиновую фракцию, массовая доля изопрена в которой не менее 85 %.
А в пункте 11 статьи 181 НК РФ к средним дистелянтам отнесли смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия. Кроме того, приведен перечень исключений. Также отмечено, что для обложения акцизами высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:
- кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;
- температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.
По нормам новой редакции статьи 182 НК РФ получением средних дистиллятов признается приобретение налогоплательщиком средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.
В статью 183 НК РФ, которая регулирует освобождение от налогообложения акцизами, добавлен новый пункт 4.1 следующего содержания:
реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, полученных (образовавшихся) в результате операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), ранее помещенного под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
Кроме того, в эту же статью добавлен пункт 4.2, в котором сказано, что реализация (передача) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, освобождается от налогообложения в случае их реализации за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.
В статье 193 НК РФ изменились налоговые ставки акцизов:
- за табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) с 1 января 2018 года придется платить 2772 рубля за 1 кг, а с 1 января 2019 года — 3050 рублей за 1 кг.;
- за сигары с 1 января 2018 г. — 188 рубль за 1 штуку, а с 2019 г. - 207 рублей за 1 штуку;
- за сигариллы (сигариты), биди, кретек с 1 января 2018 г. — 2671 рубль за 1000 штук, а с 2019 г. — 2938 рублей за 1000 штук;
- за табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, с 1 января 2018 г. — 280 рублей за 1 кг, а с 2019 г. — 5808 рублей за 1 кг.;
- за электронные системы доставки никотина с 1 января 2018 г. — 44 рубля за 1 штуку, а с 2019 г. — 48 рублей за 1 штуку;
- за жидкости для электронных систем доставки никотина — 11 рублей за 1 мл с 2018 года и 12 рублей за 1 мл — с 2019 года.
Кроме того, увеличены акцизы на легковые автомобили, мотоциклы, бензин, дизельное топливо. В статье 198 НК РФ изменился подход к определению суммы акциза, предъявляемой продавцом покупателю. В частности, документального оформления таких операций.
Федеральный закон от 03.04.2017 N 58-ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ
Федеральный закон от 29.07.2017 N 253-ФЗ
Федеральный закон от 29.07.2017 N 254-ФЗ
Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ
Федеральный закон от 30.10.2017 N 303-ФЗ
Федеральный закон от 30.10.2017 N 305-ФЗ
Федеральный закон от 14.11.2017 N 316-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 333-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 334-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 339-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 341-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 342-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 346-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 344-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 348-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 349-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 351-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 350-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 354-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ
Федеральный закон от 27.11.2017 N 361-ФЗ
Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Статья 164 НК РФ. Налоговые ставки
Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Статья 169 НК РФ. Счет-фактура
Статья 171 НК РФ. Налоговые вычеты
Статья 172 НК РФ. Порядок применения налоговых вычетов
Статья 179.3 НК РФ. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином
Статья 181 НК РФ. Подакцизные товары
Статья 182 НК РФ. Объект налогообложения
Статья 183 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 193 НК РФ. Налоговые ставки
Статья 198 НК РФ. Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю