ФАС уточнила, кто ответит за незаконную рассылку SMS

Антимонопольная служба объяснила, что считается незаконной рассылкой сообщений рекламного характера и кто за это должен отвечать.

Содержание

Что случилось?

ФАС России выпустила Письмо от 25.09.2017 N АК/65823/17 «О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки», в котором высказала свою позицию относительно привлечения к ответственности за незаконную рассылку. В документе сказано, что в понятие рассылки включаются сообщения, которые:

  • направляются с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации;
  • не предусмотрены договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи;
  • отправляются автоматически.

Если эти критерии не соблюдаются, то понятие рассылки применить нельзя.

Законом установлено, что рассылать сообщения, в том числе рекламного характера, можно только с согласия абонента. При этом важно, чтобы такое согласие позволяло идентифицировать самого абонента и его добровольное согласие на получение информации. Поэтому ФАС предупреждает: «простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного требования».

Поскольку заказчик рассылки заключает договор с оператором связи, то, по мнению специалистов ФАС, именно оператор связи абонента должен проверить наличие согласия абонента на получение такой рассылки. Как объясняют чиновники, в данном случае оператор связи признается рекламораспространителем, поэтому на него ложится ответственность за незаконную рассылку.

Почему это важно?

ФАС в письме подчеркивает, что ее позицию уже поддержали суды. Судьи признавали рекламораспространителями операторов связи, поскольку именно они доставляли SMS-сообщения до конечных потребителей, и у них была возможность проверить наличие согласия абонентов на такую рассылку, но этого не было сделано. Однако заказчикам рассылок радоваться особо не стоит. При корректном оформлении договоров за незаконную рассылку оштрафуют только их – и как рекламопроизводителей, и как рекламораспространителей. А штраф за такое нарушение по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ для юрлиц составляет от 100 до 500 тысяч рублей.

Что делать?

Поскольку в понятие рассылки включены сообщения, отвечающие только определенным критериям, можно отказаться от «коротких» и «буквенных» номеров в пользу номеров, входящих в российскую систему и план нумерации. Можно также оговорить в договоре на оказание услуг по осуществлению рассылки, что согласие на нее должен получить оператор связи.

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой