Минюст утвердил регламент совершения нотариальных действий
Министерство юстиции утвердило приказ, определяющий порядок совершения нотариальных действий. Документ подписан 31 августа, а вступит с 1 января 2018 года.
Что случилось?
На сайте Федеральной нотариальной палаты сообщается, что министр юстиции 31 августа подписал приказ, который утвердил Регламент совершения нотариальных действий, объем информации, который нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия, а также способ фиксирования такой информации. Документ пока не опубликован.
Как уточняли в Минюсте России, когда представляли проект ведомственного приказа, необходимость в его разработке возникла в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в статью 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I. Новыми требованиями предусмотрено, что порядок совершения нотариальных действий должен регулироваться, в том числе Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий. В этом регламенте и должен быть установлен объем информации, необходимой для совершения нотариальных действий, а также способ ее фиксирования.
Информация, которую должен получить нотариус, и способы ее фиксирования
Регламентом определены такие способы фиксирования информации:
- внесение в реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий ЕИС;
- внесение в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;
- фиксирование документом или его копией, которые остаются в делах нотариуса;
- составление протокола фиксирования информации;
- использование средств видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.
При этом нотариус сможет самостоятельно определять способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством и регламентом. При совершении одного нотариального действия ему разрешено использовать сразу несколько способов фиксирования информации.
В регламенте также определены требования к объему информации:
- о личности заявителя и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;
- для удостоверения сделок;
- при выдаче свидетельства о праве на наследство и свидетельства о праве собственности пережившему супругу;
- при совершении исполнительной надписи;
- при удостоверении решения органа управления юридического лица;
- для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека);
- для совершения морского протеста;
- для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса;
- при ведении списков участников обществ с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из списка участников общества с ограниченной ответственностью;
- для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества;
- при передаче документов физическими и юридическими лицами другим физическим и юридическим лицам, представлении документов на государственную регистрацию прав, представлении документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя;
- при принятии документов на хранение;
- при выдаче дубликатов;
- при совершении прочих нотариальных действий.
Почему это важно?
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик отмечает, что регламент позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. В свою очередь, член правления палаты Александра Игнатенко подчеркивает, что появление строгих правил не отменяет требования тщательно проверять все документы. И если у нотариуса появляются сомнения в подлинности бумаг, он вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы. В то же время при необоснованном запросе сведений, не предусмотренных регламентом, нотариусу грозит наказание.