Инновационные способы коммуникации в судебной системе Санкт-Петербурга
Компания "КАДИС" организовала конференцию под названием "Инновационные способы коммуникации в судебной системе Санкт-Петербурга", в которой приняли участие более 150 человек - юристы, руководители компаний, журналисты. Участники рассказали о плюсах и минусах работы судебной системы, а также о способах усовершенствования взаимодействия обычных граждан и работников суда.
Речь на конференции шла о новом проекте Совета судей Санкт-Петербурга "Судебный портал", который уже внедрён и применяется в Красносельском, Выборгском, Пушкинском, Приморском и Красногвардейском районах. Для тестирования проекта выбрали суды с наибольшей загрузкой. Проект создан для того, чтобы упростить взаимодействие сторон судебного процесса и обеспечить доступность правовой информации.
Доступность правосудия
По мнению участников негатив, который испытывают обычные граждане к судебной системе, результат её закрытости. "Тезис о закрытости судебной системы - это уже притча во языцах, и воспринимается народом как аксиома", - отметил Олег Кутыев, председатель Совета судей Санкт-Петербурга. Не так быстро, как хотелось бы, но времена меняются - в 2010 году вступил в силу Федеральный закон N 262 о доступности судебной информации. Он подразумевает использование современного програмного обеспечения и интернет-технологий. Результатом такой коммуникативной модернизации должна стать открытость судебной информации. Граждане смогут получить доступ к необходимым сведениям, сами судьи смогут поделиться проблемами в работе.
Как автоматизировать судебный процесс
В Красносельском райне, к примеру, судебная нагрузка за последнее время увеличилась в 4,5 раза, а количество работников не изменилось. Стало понятно, что процесс нужно срочно автоматизировать. "Судебная деятельность - непаханое поле для автоматизации", - считает Вадим Полывяный, председатель Красносельского суда Санкт-Петербурга. Помощь в создании новой программы оказала региональная IT-компания "Технологические правовые системы" из г. Ижевска.
Первым делом необходимо было ускорить для граждан процесс получения копий документов. Ежедневно в суд приходит около 400 человек, треть из них - за копиями решений и постановлений. Благодаря новой разработке, появилась возможность заказывать копии документов через интернет, после этого очереди в суде заметно сократились. Уже через полгода 90% справок граждане стали получать по предварительному заказу - достаточно было одного визита за документом. После этого началась работа над "Судебным порталом". Перед разработчиками стояла задача создать удобную и простую базу данных. Параллельно встал вопрос об оценке работы каждого судьи по конкретным критериям.
Достижением разработки стала программа "Судебный курьер". Она позволила решить проблему извещения граждан. Телеграммы обходились дорого, почта России все вопросы тоже не снимала. В итоге повился специальный софт, с помощью которого судья нажатием одной кнопки может отправить документы посреднику. Тот, в свою очередь, известит нужную сторону. Занимается извещением граждан коммерческая компания, которая на начальном этапе работала с Советом судей бесплатно, а теперь в рамках госконтракта - эксперимент прошёл удачно. При необходимости курьер сможет доставить повестку лично, составить все необходимые акты, поддерживая обратную связь с судом.
Еще один электронный сервис взял "на себя" вопрос межведомственного взаимодействия. По каждому делу нужно отправить 8 запросов. Отправка и ожидание ответа раньше занимала около полутора месяцев, понятно, что это отодвигало сроки рассмотрения дел. Электронные запросы ускорили процесс, в отдельных случаях ответ приходит в течении 3-5 дней. Оперативнее всего на электронные запросы пока реагируют банки, органы опеки и страховые компании.
Наконец, с начала этого года у граждан появилась возможность подать иск в суд в электронном виде. Для простоты разработали шаблоны, куда достаточно добавить нужную информацию. Это удобно для тех, кто не разбирается в юридической терминологии и не имеет возможности обратиться к профессиональным юристам. Сейчас, правда, сервис временно приостановлен, его работу корректируют под использование электронной цифровой подписи.
Взаимодействие судебной системы и СМИ
Один из самых полемичных вопросов коснулся информационного сопровождения работы судов. И журналисты и простые граждане сталкиваются с тем, что иногда сужебные решения публикуются в "обезображенном" виде. Оказалось, что накануне конференции Совет судей утвердил Регламент, который будет определять допустимую и недопустимую информацию при публикации судебных актов.
В ближайшее время начнет работу еще один проект Совета судей. По словам Дарьи Лебедевой, руководителя объединенной пресс-службы судебной системы г. Санкт-Петербурга, при помощи общей базы данных, доступ к которой имеет пресс-служба, журналисты и заинтересованные лица, можно будет получить всю информацию по судебным делам из одного источника.
Новые возможности КонсультатПлюс для юриста
Завершилась конференция презентацией «Инновационные возможности КонсультантПлюс для юристов». Об обновлении в программе КонсультантПлюс собравшимся рассказала ведущий эксперт компании «КАДИС» София Жогова. Среди прочего в КонсультантПлюс появилась возможность поиска судебных решений по фамилии судьи или по реквизитам стороны, а также функция, позволяющая проследить историю рассмотрения дел судов общей юрисдикции.