Оплата дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом
Как учитывается оплата дополнительных выходных дней, которые ежемесячно предоставляются работнице для ухода за ребенком-инвалидом?
Сумма среднего заработка, начисленного работнице за дополнительные выходные дни в текущем месяце, составила 10 102,76 руб. и перечислена на банковский счет работницы.
Нормативно-правовое регулирование предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ, п. п. 2, 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" (далее - Правила)).
Оплата указанных выходных дней, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Бухгалтерский учет
Сумма среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также начисленные на нее страховые взносы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), не являются расходами организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, а относятся на расчеты с ФСС РФ.
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.
Страховые взносы
По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Освобождаются от обложения страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
Исчерпывающий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей, определен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию установлен ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в упомянутых перечнях прямо не поименована, т.е. данные выплаты не отнесены законодательством к государственным пособиям или иным видам обязательного страхового обеспечения, не подлежащим обложению страховыми взносами.
В связи с этим, по мнению Минтруда России и ФСС РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (см., например, Письмо Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, Информацию ФСС РФ) . Кроме того, вывод о необходимости начисления страховых взносов можно сделать из ч. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ .
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов (на примере заработной платы) подробно рассмотрен в консультации Л.В. Гужелевой и в данной консультации не приводится.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Как отмечено в разделе "Страховые взносы", средний заработок, выплачиваемый за дополнительные четыре выходных дня в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в перечнях законодательно установленных государственных пособий не поименован.
Вместе с тем, по мнению Президиума ВАС РФ, рассматриваемая выплата носит характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС РФ и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ оплата дополнительных четырех выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 (включено в Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г., направленный для использования в работе нижестоящим органам Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@)).
Однако позиция Минфина России по данному вопросу неоднозначна. Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства по данному вопросу можно сделать вывод, что Минфин России хотя и вынужден учитывать подход Президиума ВАС РФ, но не разделяет его (см., например, Письма от 05.05.2016 N 03-04-05/26131, от 03.09.2015 N 03-04-06/50850, от 22.06.2015 N 03-04-05/36006).
Дополнительную информацию по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с сумм оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, включая правоприменительную практику, см. в Практическом пособии по НДФЛ, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется позицией Президиума ВАС РФ, поддержанной налоговыми органами, и не удерживает НДФЛ с суммы среднего заработка, начисленного работнице за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом.
Налог на прибыль организаций
Для целей налогообложения прибыли суммы оплаты дополнительных выходных дней, а также начисленных на нее страховых взносов, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не признаются расходом применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ (поскольку организация не несет затрат на выплату среднего заработка и уплату страховых взносов).
Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок
К балансовому счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению":
69-1-1 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
69-1-2 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Начислен работнице средний заработок за четыре дополнительных выходных дня |
69-1-1 |
70 |
10 102,76 |
Расчетная ведомость |
Начислены страховые взносы на средний заработок за счет средств ФСС РФ (10 102,76 x 30,2%) |
69-1-1 |
69-1-1, 69-1-2, 69-2, 69-3 |
3051,03 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Перечислена работнице сумма среднего заработка |
70 |
51 |
10 102,76 |
Выписка банка по расчетному счету |
По мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов в соответствии с гл. 34 НК РФ следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу (Письмо от 16.11.2016 N 03-04-12/67082).
Отметим, что по вопросу начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплачиваемых за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, данная позиция не является единственной. С точки зрения судебных органов, оплата дополнительных выходных дней не подлежит обложению страховыми взносами как иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством. Это обусловлено тем, что такие выплаты носят характер государственной поддержки, так как направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 309-КГ15-5305 по делу N А76-15035/2014, от 30.04.2015 N 309-КГ15-1758 по делу N А60-8923/2014).
В то же время, учитывая тот факт, что уплата страховых взносов осуществляется не за счет средств организации, а за счет средств ФСС РФ, а также с учетом официальной позиции ФСС РФ и Минтруда России полагаем, что наименее рискованным будет начислить страховые взносы с рассматриваемых выплат, производимых за счет средств ФСС РФ.
Приведенная в таблице общая сумма страховых взносов рассчитана исходя из следующих тарифов:
- на обязательное пенсионное страхование - 22% (п. 1 ст. 426 НК РФ);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ);
- на обязательное медицинское страхование - 5,1% (п. 3 ст. 426 НК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при определении общей суммы страховых взносов рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Подробнее о страховых тарифах по этим взносам см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Бухгалтерская запись по уплате страховых взносов в таблице проводок не приводится.
<Письмо> ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@
<Письмо> Россельхознадзора от 23.09.2022 N ФС-АРв-7/4726-3
Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048
Приказ Казначейства России от 29.10.2014 N 16н
Приказ Минпромторга России от 26.08.2022 N 3591
Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов
Статья 419 НК РФ. Плательщики страховых взносов
Статья 420 НК РФ. Объект обложения страховыми взносами
Статья 422 НК РФ. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
Статья 426 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ.
Статья 226 ТК РФ. Микроповреждения (микротравмы)
Статья 262 ТК РФ. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами
Закона N 125-ФЗ
Инструкцией по применению Плана счетов
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей
Положения о Фонде социального страхования
Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ
временной нетрудоспособности и в связи с материнством
обязательном социальном страховании от несчастных случаев