349
Реформа ОСАГО: полисы водителям, а не автомобилям
Минфин предлагает полностью реформировать существующую систему страхования гражданской ответственности автовладельцев. Чиновники считают, что страховой полис должен быть привязан к водителю, а не к его автомобилю, как сейчас. Страховые компании идею не поддерживают.
Содержание
Минфин России разработал новый пакет поправок в об ОСАГО, которые предполагают полную реформу ценообразования в автогражданке. Журналисты выяснили, что чиновники собираются полностью изменить существующую систему полисов и ожидают негативной реакции от участников рынка. Документ пока не одобрен правительством, но в Госдуму он может попасть еще до весенней сессии.
Полисы водителям
Главное нововведение от Минфина – цена полиса должна зависеть от водителя, а не от автомобиля. В настоящее время цена полиса ОСАГО в каждом конкретном случае складывается из таких составляющих:
- регион регистрации автомобиля и приобретения полиса;
- марка и мощность двигателя автомобиля;
- год выпуска автомобиля;
- возраст и стаж вождения водителя;
- аварийности (коэффициент бонус-малус).
Чиновники хотя удалить из цены коэффициенты, связанные с техническими характеристиками автомобиля и «территорией преимущественного использования», и ввести вместо них коэффициент водительских навыков. Это значит, что будет учитвать не только стаж вождения, но и «профессиональную компетентность» гражданина за рулем в целом. Устанавливать такой коэффициент будет страховая компания и он будет рассчитывать ся в отношении всех лиц, которых автовладелец допустит к управлению своей машиной. Как ясно из пояснительной записки к законопроекту учитываться будут такие характеристики, как:
- агрессивность вождения,
- факты привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД,
- факты привлечения к уголовной ответственности за опасную езду,
- стаж вождения,
- другие факторы.
В Минфине подчеркивают, что необходимо также учитывать «коэффициент, предназначенный для выравнивания убыточности и формирования сбалансированного страхового портфеля с учетом региональных особенностей». Этот коэффициент регулятор должен будет установить для страховых компаний.
Что касается действующего коэффициента бонус-малус, который в настоящее время учитывает аварийность конкретного автомобиля, поскольку зависит от наличия и числа страховых выплат, произведенных страховщиками в результате ДТП, то Минфин хочет рассчитывать его по вине каждого водителя, а не одного автомобиля. Следовательно, бонус-малус станет персональным и будет единым для каждого человека «по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении», а также по всем, заключенным им договорам ОСАГО.
Цена и возмещение станут более гибкими
Эксперты отмечают, что в результате поправок Минфина может быть расширено страховое покрытие. Так, для определения цены страхового полиса важную роль будет играть коэффициент, зависящий от суммы страхового возмещения. Говоря проще, ОСАГО будет в чем-то повторять КАСКО: купив более дорогой полис автовладелец сможет рассчитывать кроме установленной законодательством стандартной компенсации, которая составляет 400 тысяч рублей за ущерб имуществу и 500 тысяч рублей за ущерб жизни или здоровью максимально, сможет получить до 1 млн рублей и 2 млн рублей за ущерб имуществу, а также жизни или здоровью соответственно.
Мнения у заинтересованных сторон о реформе ОСАГО в исполнении Минфина расходятся. Так, Федеральная антимонопольная служба с предложениями финансистов согласна, а вот сами страховые компании восприняли их негативно. Важную роль в данном вопросе играет позиция Центрального банка, который выступает регулятором в сфере страхования. Банкиры готовы рассмотреть инициативу чиновников и придти к взаимному решению. Не исключено, что в перспективе полисы ОСАГО станут именными и в один полис будут вписывать не нескольких водителей, а наоборот несколько автомобилей. Обсуждение реформы продолжается и Петербургский правовой портал будет следить за развитием событий.
Правовые документы