361
Трудовой стаж в целях назначения пособия по безработице не может прерываться службой в армии. Позиция Конституционного Суда
Конституционный Суд РФ постановил, что службы занятости при осуществлении правового регулирования отношений в сфере защиты от безработицы должны руководствоваться принципами справедливости и юридического равенства, вне зависимости от того, работал гражданин перед обращением за помощью или служил в армии по призыву.
Содержание
Конституционный Суд РФ постановлением от 11.10.2016 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова" признал положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 не соответствующими Конституции РФ. Эти нормы засчитывают срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице. Такой перерыв в стаже в результате возникает даже у тех лиц, которые до увольнения с работы в связи с уходом в армию имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Служба армии в стаж не входит
В Конституционный Суд РФ обратился гражданин, который проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ, а после увольнения в запас не смог найти себе работу и обратился в службу занятости. Учитывая, что до ухода в армию и увольнения с работы, в связи с этим, у него был непрерывный стаж оплачиваемой работы свыше 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели), он рассчитывал, что на период поиска работы ему будет назначено пособие по безработице. Однако в службе занятости ему в этом отказали, указав на годичный перерыв в трудовой деятельности, который в силу статьи 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не может быть уменьшен на время службы по призыву.
Гражданин обратился в суд за защитой своих прав на получение поддержки от государства, но суды отказали ему со ссылкой на вышеуказанную норму законодательства. Заявитель просил КС РФ признать указанные статьи Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ, как нарушающие права граждан.
Позиция Конституционного Суда
Конституционный Суд РФ рассмотрел законодательные нормы и согласился с доводами заявителя. Судьи указали, что при службе в армии у граждан возникает перерыв в трудовой деятельности, а обратится в течение 12 месяцев со дня увольнения с последнего места работы в органы государственной службы занятости они не могут в связи с необходимостью выполнения конституционной обязанности по защите Отечества. В результате этого отслужившие в армии лица фактически оказываются в одинаковом положении с лицами, которые не были заинтересованы в продолжении трудовой деятельности после увольнения либо с лицами, которые были уволены за нарушение трудовой дисциплины. Такие принципы не отвечают конституционным принципам справедливости и равенства и ограничивает право граждан, отслуживших в армии, на защиту от безработицы. Кроме того, такие граждане не могут быть обеспечены пособием по безработице и оказываются в худшем положении по сравнению с теми гражданами, которые имели оплачиваемую работу одинаковой продолжительности с ними.
Судьи отметили, что дифференциация в порядке определения размера пособия по безработице таких граждан не имеет объективного и разумного оправдания, а также не отвечает конституционно значимым целям, поэтому не может быть признана допустимой. Конституционный Суд обязал федерального законодателя
внести в закон изменения, направленные на устранение несправедливости в порядке исчисления пособий по безработице. При этом сохранилась возможность установления срока, предоставляемого для обращения в службузанятости населения за назначением пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву, в течение которого за ними будет сохраняеться право на исчисление этого пособия исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы.
Правовые документы