Биржевой Николай
2 587

Увольнение сотрудника за грубое обращение с клиентами. Разъяснение Минтруда

Недоброжелательность и грубость к клиентам не нравится никому. Но уволить сотрудника, который не хочет быть обходительным, не так просто. В каких случаях это допустимо, рассказали в Минтруде.

Содержание

Минтруда выпустило письмо, в котором разъяснило, может ли работодатель наказать или уволить сотрудника, который грубо обращался с клиентами.

Чиновники разрешают наказывать за грубость в адрес клиента

В письме сказано, что трудовое законодательство предусматривает несколько мер дисциплинарного взыскания для работников, которые не исполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности. Это замечание, выговор и увольнение.

В ТК РФ отсутствует определение трудовых обязанностей, но указано, что каждый работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя, и трудовую дисциплину. При этом обычно все требования к работнику прописаны в трудовом договоре, коллективных соглашениях, локальных нормативных актах и правилах внутреннего трудового распорядка. Будущего сотрудника с ними желательно ознакомить под роспись с самого начала работы.

То есть чиновники считают, что если работник был ознакомлен с правилами, но все равно их нарушил, работодатель имеет право применить к нему одну из мер наказания. Какую именно, решать самому нанимателю, но в этом случае следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. В противном случае чересчур жесткий вид дисциплинарного взыскания может быть обжалован в суде.

Судьи запрещают увольнять за однократное нарушение дисциплины

Фактически Минтруд позволяет увольнять сотрудника за однократное грубое отношение к клиентам, хотя и подчеркивает, что это лишь мнение ведомства, а не нормативный акт. Судебная практика не так однозначна. В большинстве случаев суды считают, что однократное грубое обращение с клиентом не может стать поводом для увольнения, даже если оскорбленный покупатель пожаловался работодателю. За подобный проступок может последовать замечание или выговор, но не больше. Такой вывод, в частности, содержится в Определении Пермского краевого суда от 28.12.2011 по делу N 33-13518.

Если работник регулярно допускает нарушение трудовой дисциплины, то его работодатель имеет право расторгнуть договор. Об этом говорится, в том числе в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Еще одно важное обстоятельство – ознакомление работника с должностными инструкциями. Если он под роспись не был уведомлен о том, что доброжелательное обращение с клиентами – это одна из его трудовых обязанностей, то ни уволить, ни как-то иначе наказать сотрудника за грубость нельзя. Это подтверждает и судебная практика (например, Определение Ленинградского областного суда от 09.02.2011 N 33-659/2011 или Определение Московского городского суда от 24.11.2011 по делу N 33-38122).

Таким образом, если работник был ознакомлен с инструкцией и неоднократно нарушал свои трудовые обязанности, работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор. И обжаловать в суде это решение, скорее всего, не получится.