Алена
336

Налоговые споры будут рассматривать быстрее

Летом вступили в силу поправки в первую часть НК РФ, которые позволят ускорить и сделать более прозрачным досудебное разбирательство по налоговым спорам. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам будет полезно знать, в каких случаях рассмотрение их жалоб должно проходить с их участием, и как можно приостановить исполнение решения налоговых инспекторов.

Содержание

УФНС по Псковской области разъяснило

налогоплательщикам новый порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Соответствующие поправки внесены в первую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ.

Подать жалобу можно через личный кабинет налогоплательщика

Согласно действующей редакции п. 1 статьи 139.2 Налогового кодекса РФ («Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)»), апелляционную и обычную жалобу можно теперь подать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом необходимо уточнить, какой способ получения ответа на обращение вам более удобен – на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Выбрать можно любой вариант, независимо от того, каким образом направлена жалоба.

Оснований для отказа рассматривать жалобу стало больше

После поправок, внесенных законом № 130-ФЗ, в налоговом законодательстве закреплена обязанность налогового органа, получившего жалобу, в трехдневный срок принять меры по устранению нарушения, а также проинформировать о них руководство. Это дает возможность вышестоящим органам оставить жалобу без рассмотрения, если появится информация, что нарушенные права налогоплательщика уже устранены.

Кроме того, жалобу не станут рассматривать, если она подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в ней не указаны обстоятельства (акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц), которые привели к нарушению прав обратившегося лица.

Решение налогового органа приостановит банковская гарантия

В УФНС отмечают, что со 2 июня 2016 года по заявлению налогоплательщика исполнение акта налогового органа может быть приостановлено. Для этого налогоплательщик должен написать жалобу и приложить к ней банковскую гарантию, из которой ясно, что кредитное учреждение готово уплатить налоги, сборы, пени или штрафы, являющиеся предметом обжалуемого решения. Приостановить исполнение решения налоговиков не удастся, если гарантия не будет соответствовать требованиям.

Ранее подача жалобы не приостанавливала исполнение обжалуемого акта или действия должностного лица. Единственный случай, когда это было возможно, - у вышестоящего налогового органа были факты, подтверждающие, что вынесенное решение противоречит законодательству.

Рассмотрение жалобы с участием налогоплательщика

Летом начала действовать новая редакция и п. 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ («Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)»). Сейчас она предусматривает, что вышестоящий налоговый орган будет рассматривать жалобу, документы и дополнительные материалы к ней с участием налогоплательщика, если выявит противоречие или несоответствие данных, представленных им и нижестоящим налоговым органом. 

В прежнем варианте статьи 140 НК РФ ситуации, когда налогоплательщик присутствует при рассмотрении его жалобы в вышестоящем налоговом органе, оговорены не были.

Алена