Для доступа к госзаказам по 223-ФЗ понадобится меньше документов

Правительство предлагает ввести исчерпывающий перечень документов, которые заказчики могут требовать от потенциальных исполнителей договоров по закону 223-ФЗ. Это исключит произвольное установление требований к составу и содержанию заявок участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, уверены чиновники.

Содержание

Что случилось?

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы поправки в закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Они уточняют перечень документов, которые может потребовать заказчик, что создаст дополнительную защиту для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в конкурсах и аукционах.

Чиновники предлагают дополнить закон списком документов и информации, которую участники по требованию заказчика обязаны предоставить вместе с заявкой. В перечень включили следующие сведения:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником закупки является юридическое лицо;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником закупки является индивидуальный предприниматель;
  • идентификационный номер налогоплательщика участника закупки;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником закупки является юридическое лицо;
  • документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника закупки, за исключением случаев подписания заявки:
    • а) индивидуальным предпринимателем, если участником закупки является индивидуальный предприниматель;
    • б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником закупки является юридическое лицо;
  • декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме, утвержденной Правительством, в случае отсутствия в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом;
  • документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением наличия открытых и общедоступных сведений о соответствии участника закупки таким требованиям в государственных реестрах, размещенных в интернете;
  • решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в закупке, если такое требование предусмотрено документацией о закупке;
  • декларация, подтверждающая:
    • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
    • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
    • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
    • отсутствие у участника закупки - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289 УК РФ, ст. 290 УК РФ, ст. 291 УК РФ, ст. 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
    • соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям законодательства к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, при наличии таких сведении в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в интернете;
    • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;
    • обладание участником закупки правами использования результата интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а также предложение участника закупки о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги) с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
  • в случае установления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, - наименование страны происхождения поставляемого товара, документ, подтверждающий страну происхождения товара, если такой документ предусмотрен законодательством.

В законопроекте указано, что представленный перечень является исчерпывающим, и иные документы от участников закупок госкомпаниям требовать запрещено.

Почему это важно?

Авторы поправок отмечают, что действующая редакция закона № 223-ФЗ не содержит требований к заявкам на участие в закупках. Это позволяет отдельным видам юридических лиц, обязанных осуществлять закупочную деятельность по его нормам, самостоятельно определять, какие документы и в каком формате требовать от потенциальных поставщиков. Но часто заказчики вводят избыточные требования к оформлению заявки, просят от предпринимателей многочисленные справки, сертификаты и выписки, получить которые в сжатые сроки сложно.

Вседозволенность, допущенная отсутствием четких законодательных норм, не дает малому и среднему бизнесу участвовать в закупках и существенно сокращает уровень конкуренции. Изменить ситуацию может только государство, которое должно установить исчерпывающий список документов и информации, которую заказчики имеют право требовать от участников, уверены в правительстве.

Если инициативу поддержат депутаты и президент, новые правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ вступят в силу через 180 дней после их опубликования.

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой