Алена
557

Регионы хотят ввести федеральный закон о нарушении тишины

Госдуме предлагают утвердить на федеральном уровне ответственность за громкое караоке и воющую автосигнализацию в ночное время, а также за громкий ремонт ночью и утром в выходные. Сейчас у регионов практически не осталось инструментов, позволяющих обеспечить тишину гражданам.

Содержание

В Государственную думу внесен законопроект,

уточняющий, какие действия в ночное время должны считаться нарушением тишины в ночное время. Законодательное Собрание Еврейской автономной области предлагает наказывать россиян, которые с 22 до 6 часов смотрят громко работающий телевизор, занимаются ремонтом, играют на музыкальных инструментах или поют караоке.

Суть законопроекта

Предложенные региональными депутатами поправки должны появиться в отдельной статье Кодекса об административных правонарушениях РФ под названием «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время». Если парламент и президент одобрят ее без изменения, то в КоАП РФ появится новый вид правонарушения. Вот что он предусматривает:

Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в ночное время (с 22 до 6 часов), за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти области или органами местного самоуправления муниципальных образований области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей, на должностных лиц – от 3 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Согласно примечанию к новой статье, соседей можно будет наказать за: 

  • просмотр громко работающего телевизора; 

  • прослушивание громкой музыки через радиоприемники, магнитофоны и другие звуковоспроизводящие устройства, а также устройства звукоусиления, в том числе установленные в личных автомобилях; 

  • громкую музыку, исходящую из объектов мелкорозничной торговли; 

  • игру на музыкальных инструментах,

    крики, свист и пение; 

  • ремонтные, строительные, погрузочно-разгрузочные работы и иные шумные действия.

Кроме того, в законопроекте предлагается уточнить порядок рассмотрения дел, связанных с нарушением тишины в ночное время. Региональные депутаты хотят, чтобы такие правонарушения рассматривались полицейскими, в том числе начальниками территориальных отделов (отделений, пунктов) и участковыми (п.1 и п.9 ч.2 статьи 23.3 КоАП РФ), а также должностными лицами органов внутренних дел (п.1 ч.2 статьи 28.3 КоАП РФ). В суде споры о нарушении тишины можно будет решить только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о правонарушении, передает его на рассмотрение судье (п.2 статьи 23.1 КоАП РФ).

Что может измениться?

Федеральное законодательство сейчас не устанавливает административную ответственность за шум во дворах или домах в ночное время. Единственное, что требует закон, – «пользоваться жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан и соседей». Так что фактически защитой тишины регионы занимаются самостоятельно, пользуясь общероссийскими стандартами в виде санитарных требований и требований к уровню шуму.

Авторы инициативы поясняют, там, где нормы о недопустимости шума в ночное время одобрены, они успешно работали. Однако с 22 июля 2014 года действуют правила, по которым протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами полиции только в том случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между МВД и органами исполнительной власти региона. Хотя прошло уже два года, еще ни один субъект не заключил подобное соглашение, знают депутаты Еврейской автономной области. Это мешает следить за соблюдением тишины в регионах, поскольку власти субъекта самостоятельно не могут назначить иных лиц, имеющих право привлекать к ответственности за действия, нарушающие общественный порядок. Таким образом, количество безнаказанных правонарушений в этой сфере растет, но региональные органы власти не имеют возможности их пресечь и предупредить.

Как регионы обеспечивают тишину?

В каждом субъекте РФ действует свой Кодекс об административных правонарушениях, где четко определяются действия, квалифицируемые как нарушение общественного порядка, время, которое можно считать ночным, а также степень ответственности шумных россиян.

В большинстве регионов установлено, что нельзя шуметь с 22 часов до 7 часов утра, но в некоторых субъектах этот предел выше – до 8-9 часов утра. При этом иногда рамки для ночного времени в выходные, праздничные и рабочие дни отличаются. Согласно действующим санитарным нормам ночное время приходится на период с 23 до 7 часов.

В то же время законодатели на местах изощряются при описании самих действий, которые можно квалифицировать как нарушение тишины. Так, в Санкт-Петербурге берегут граждан от топота котов и громкого шума при занятиях любовью, в Ставропольском крае – от шумового воздействия при использовании пиротехнических средств на праздниках и шумных танцев на улице, в Москве – от грохотания ремонтно-строительных работ и перепланировок, а в Архангельске – от воющей сирены сигнализации.

Одновременно варьируют и меры наказания. В большинстве случаев для граждан предусмотрены штрафы до 2 тысяч рублей, а для компаний – до 25-30 тысяч. Однако, если законопроект Еврейской автономной области будет принят парламентом и президентом, верхний предел штрафа может увеличиться.

Алена