Юлия
422

Верховный суд запретил налоговикам проверять цены в неконтролируемых сделках

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла прецедентное решение в отношении права ФНС России проверять обоснованность цен для целей налогообложения в неконтролируемых сделках между коммерческими организациями. Эксперты сочли данное решение суда одновременно победой и проигрышем для налоговиков и бизнеса.

Верховный суд Рф принял прецедентное решение в отношении права проверяющих из ФНС корректировать цены, определенные налогоплательщиком и его контрагентов в неконтролируемой сделке. Хотя законодательство запрещает такие действия налоговиков в ходе выездных и камеральных проверок, судьи решили, что для этого необходимо доказать наличие умысла на получение необоснованной налоговой выгоды.

Организация продавала индивидуальным предпринимателям сжиженный газ, которые, в свою очередь, реализовывали его в розницу через свои заправки. При проверки организации налоговики сочли ИП взаимозависимыми с организацией лицами. Как объяснили проверяющие, единственный учредитель организации работал коммерческим менеджером у предпринимателя, а другие ИП сами были трудоустроены в организации. Оборудование для заправок принадлежало учредителю организации и было арендовано у него предпринимателями.

Поскольку в ходе выездной проверки специалисты ФНС выявили отклонение продажной цены сжиженного газа от рыночной цены, они пересчитали доход организации для целей налогообложения прибыли. За основу были приняты цены, по котором организация отпускала сжиженный газ другим свои контрагентам. Метод который использовали для перерасчета налоговики приведен в главе 14.3 Налогового кодекса РФ, в статье 105.9 НК РФ "Метод сопоставимых рыночных цен". Организация ожидаемо не согласилась с решением органа ФНС о доначислении налога на прибыль и обратилась в арбитражный суд. Стороны дошли до Верховного суда РФ, который и поставил точку в этом споре.

В определении от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ приняла сторону организации-налогоплательщика. Судьи указали, что при проведении выездной налоговой проверки специалисты ФНС вышли за пределы своих полномочий, что выразилось в корректировке цен на сжиженный газ по некоторым сделкам организации, которые были определены проверяющими как сделки с взаимозависимыми лицами. При этом, налоговая служба должным образом не установила недобросовестность действий как самого налогоплательщика, так и его контрагентов. На что особо указал ВС РФ. В связи с этим, «прямые» выводы в постановлении налоговой службы о занижении цен с целью уменьшения налога на прибыль не имеют под собой правовых оснований. Что, в свою очередь, означает отсутствие оснований о доначислении налога на прибыль и применения штрафных санкций к налогоплательщику.

Однако, такие выводы суда основаны не сколько на отсутствии доказательств, сколько на прямом запрете, установленном в Налоговом кодексе. В судебном акте сказано:

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (статья 40 Налогового кодекса), положения раздела V.1 Налогового кодекса сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России. Кроме того, установив специальные процедуры проведения данного вида контроля: сроки, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку, Налоговый кодекс исключил из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном разделом V.1 настоящего Кодекса, сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные статьей 105.14 Налогового кодекса суммовые критерии. При этом в силу прямого запрета, установленного в абзаце 3 пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Поэтому эксперты считают, что праздновать победу пока можно только одному конкретному налогоплательщику. В отношении остальных ситуация выглядит далеко не однозначной. Ведь суд, по сути, разрешил проверять налоговикам проверять цены в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, при условии наличия обоснованных подозрений в недобросовестных действиях взаимозависимых лиц, которые пытаются получить необоснованную налоговую выгоду посредством манипуляции ценами.

Одно можно сказать определенно, налогоплательщик, беды которого длились с середины 2014 года, наконец то победил. И с этим его можно поздравить, как и поздравить его профессиональных представителей,

добившихся для своего клиента положительного вердикта.

[C=1692]

Таким образом, после данного решения Верховного суда органы ФНС впредь будут действовать со стороны выявления возможных факторов недобросовестности сторон сделки. Получив же на руки такие факты, они смогут осуществлять контроль цен и определять размер полученной налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Так как Верховный суд прямо указал на то, что в силу статьи 82 НК РФ одной из форм контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах является проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок, в ходе которых, в том числе, устанавливаются наличие либо отсутствие доказательств, свидетельствующих о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. То есть сперва факты, в ходе поверки, а уже потом пересчет цены и доначисление налогов и применение штрафов.

Юлия