Юлия
385

Конституционный Суд начал рассматривать жалобу депутатов о взносах на капремонт

3 марта 2016 года Конституционный Суд приступил к рассмотрению двух запросов депутатов Государственной Думы о конституционности трех статей Жилищного кодекса РФ в части обязывающей собственников квартир оплачивать взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Первое заседание Конституционного Суда по рассмотрению сразу двух жалоб депутатов Государственной Думы на несоответствие Конституции РФ части 1 статьи 169 ЖК РФ, частей 4 и 7 статьи 170 ЖК РФ и части 4 статьи 179 ЖК РФ состоялось 3 марта 2016 года в 10 часов утра в города Санкт-Петербурге в здании Сената. Как отмечает пресс-служба КС РФ, заседание стало рекордным по количеству гостей и аккредитованных СМИ за последние несколько лет.

Конституционному Суду за месяц предстоит сделать вывод о конституционности некоторых положений раздела IX Жилищного кодекса РФ, который посвящен организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Данный раздел появился в Кодексе в 2012 году, он был введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ. Он устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества дома. Первоначально было определено, что все средства направляются на формирование фонда капитального ремонта, который централизованно формируется на счете регионального оператора. Позднее в ЖК РФ была добавлена возможность выбора способа формирования фонда и собственники получили возможность самостоятельно создавать специальный счет для капремонта дома и аккумулировать полученные средства на нем.

Однако такое право выбора на практике не так уж просто реализовать. Ведь для создания специального счета необходимо решение общего собрания собственников жилья. Принять его необходимо в краткий срок, и если о таком желании будет объявлено, но оно не будет принято, то у муниципалитета есть право самостоятельно выбрать способ формирования фонда капремонта для такого дома. Кроме того, решение об изменении способа сбора средств, принятое жильцами вступает в силу только через два года после направления его региональному оператору, как это определено в части 5 статьи 173 Жилищного кодекса РФ. Правда, власти субъекта РФ имеют право сократить этот срок. И данным правом воспользовались уже 38 российских регионов. В Cанкт-Петербурге решение собственников о переходе на специальные счета начинает действовать через год после направления региональному оператору, в Ульяновской и Псковской областях – через полгода, в Москве – через 3 месяца, а в Вологодской и Ярославской областях средства начнут поступать на спецсчет через 2 месяца, после принятия соответствующего решения.

Материал по теме

7 изменений в сфере ЖКХ

Однако, депутаты Госдумы все равно считают такие нормы, нарушающими законные интересы и права граждан. В частности, группа парламентариев из фракции "Справедливая Россия" уверена в неконституционности части 4 статьи 179 ЖК РФ, поскольку она дает возможность использовать средства, собранные собственниками одного многоквартирного дома на ремонт других домов. Фактически это является распоряжением чужими денежными средствами без согласия их владельцев.

[C=1594]

Вторая группа депутатов от фракции КПРФ оспорила часть 1 статьи 169 ЖК РФ, поскольку парламентарии сочли, что существующий порядок сбора средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с собственников жилья нарушает права тех граждан, которые ранее приватизировали квартиры. Речь идет о противоречии норм о капремонте за счет собственников квартир требованиям статьи 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая продолжает действовать в настоящее время. В соответствии с ее требованиями за бывшим владельцем приватизированного имущества, чаще всего это органы региональной власти или местного самоуправления, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт многоквартирных домов. Этот ремонт должен быть проведен в установленные сроки, а также в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Депутаты подчеркивают, что обязанность бывших владельцев домов произвести капитальный ремонт после приватизации сохраняется до исполнения данного обязательства. Такая позиция парламентариев согласуется с позицией Верховного суда РФ, высказанной в Обзоре судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума ВС РФ РФ от 1 августа 2007 года.

Чиновники в этом вопросе с депутатами не согласны. Представители Президента РФ, Правительства РФ, Минюста и Минстроя в КС РФ дали отрицательные отзывы на жалобы депутатов. Чиновники отмечают, что общее собрание собственников может в любой момент принять решение о прекращении сбора средств на счет регионального оператора и перейти на специальный счет. Поэтому права граждан не нарушены. Кроме того, приняты все необходимые меры по профилактике неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств по капитальному ремонту. В силу статьи 178 ЖК РФ органы власти несут субсидиарную ответственность с региональным оператором, а также запрещено нецелевое использование средств и определен порядок проверки таких операторов. Хотя чиновники, все же не исключают, что необходимо совершенствование существующего порядка и усиление ответственности и контроля.

Материал по теме

Генпрокуратура сочла взносы на капремонт противоречащими Конституции РФ

Примечательно, что генеральная прокуратура РФ первоначально дала положительный отзыв на жалобу депутатов. Прокуроры согласились, что действующий порядок сбора средств на капремонт нарушает права граждан. Однако, через несколько дней они отозвали свое письмо из Конституционного Суда. Окончательное решение о судьбе взносов на капитальный ремонт судьи КС РФ должны принять на втором заседании, после тщательного изучения всех обстоятельств дела. Так что, сохранятся или нет существующие правила, станет известно ровно через месяц.

Юлия