Биржевой Николай
3 426

Депутаты поддержали введение "умных касс" с 2018 года

Правительство готовится ужесточить налоговый контроль за наличными денежными расчетами. Законопроект, обязывающий розничную торговлю с 1 января 2018 года проводить абсолютно все расчетные операции через кассовые аппараты, автоматически передающие информацию в ФНС, в первом чтении одобрили депутаты Госдумы.

Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект № 968690-6, который вносит поправки в Федеральный закон № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов. Автором документа является Минфин России. Чиновники собираются обязать установить «умные» кассы все организации и индивидуальных предпринимателей, включая тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, применять ККТ будут юридические и физические лица, которые являются плательщиками ЕНВД, а также предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения. Для этих категорий налогоплательщиков Минфин собирается ввести срок перехода на новый тип ККТ. Кроме того, упрощенщики смогут использовать кассу в течение трех лет с момента регистрации аппарата в органе ФНС, но только при условии, что она исправна. Всем остальным розничным продавцам придется менять фискальный накопитель ежегодно. Однако некоторых предпринимателей чиновники все же хотят освободить от обязанности устанавливать кассовые аппараты нового поколения. В законопроекте определено, что от применения ККТ будут освобождены следующие виды деятельности:

  • продажа подакцизных товаров;
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
  • разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
  • продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организациям и ИП, работающим в отдаленных или труднодоступных районах, где существует проблема с подключением к интернету или перебоев в его работе, чиновники также позволят пока не устанавливать «умные» кассы. Примечательно, что на стадии общественного обсуждения инициатива Минфина об использовании умных касс малым бизнесом, не нашла поддержки в Минэкономразвития. В заключении эксперты министерства указали, что, поддерживают переход на ККТ нового поколения в принципе, с учетом положительных результатов эксперимента, проведенного в 2014-2015 годах органами ФНС. Однако, чтобы распространить такую технику повсеместно необходимо установить не менее 7 лет переходного периода. А введение обязательных "умных касс" для предпринимателей на льготных режимах налогообложения, по мнению Минэкономразвития, является вообще необоснованным и избыточным. Чиновники считают, что подобное новшество приведет к очередному сокращению числа МСП, так как повлечет за собой увеличение административной и финансовой нагрузки на этот «чувствительный» сектор. Сами предприниматели обращались в правительство с просьбой отменить запланированное нововведение. Это обращение направила «ОПОРА России». В письме, адресованном первому вице-премьеру Игорю Шувалову общественники утверждают, что обязанность по установке кассовых аппаратов нового поколения «фактически лишит смысла институт самозанятых граждан», над созданием которого сейчас работают чиновники, как над средством вывести из тени значительное число работающих предпринимателей. Однако, Правительство просьбу не поддержало. Как сообщил тогда его представитель прессе:

«В отношении любого экономического субъекта должны осуществляться контроль и учет, как это делается во всех развитых странах мира. В России сейчас большой сектор малого бизнеса находится за рамками системы учета, что создает предпосылки для возможного искажения предпринимателями своих финансовых показателей. Более того, запланирован переходный период до 2018 года. Также введение системы ККТ делает бизнес более прозрачным и, соответственно, снижает необходимость дополнительных проверок».

Поэтому законопроект Минфина в итоге поступил на рассмотрение Госдумы и депутаты нашли его достойным поддержки в первом чтении. Что не исключает, что ко второму чтению в него будут внесены различные дополнения и поправки. Возможно это позволит несколько облегчить его условия для предпринимателей. Поскольку в нынешней редакции законопроекта предусмотрены значительные штрафы за применение ККТ, не соответствующей новым требованиям. Так, предпринимателям это обойдется в 1,5 тысячи рублей, должностным лицам в 2 тысячи, а для юридические лица заплатят штраф в размере 7 тысяч рублей. Правда, при первом нарушении может быть просто вынесено предупреждение. Кроме того, в КоАП РФ появятся штрафы за ненаправление копии электронного чека клиентам.