Минфин разъяснил правила составления жалоб на налоговые органы
В Министерстве финансов России рассказали, какими правилами руководствоваться при оформлении жалобы на действия и бездействия налоговиков, а также на выпущенные последними ненормативные акты. При этом использовать для обжалования действий ФНС новый Кодекс административного судопроизводства нельзя.
Действующее российское законодательство позволяет оспаривать любые нормативные и ненормативные акты госорганов и местных властей, а также действия или бездействия должностных лиц. Однако порядок обжалования может отличаться в зависимости от того, деятельность какого органа вызвала недовольство предпринимателей, граждан или организаций. В Письме от 16 октября 2015 г. N 03-02-07/1/59374 Минфин РФ разъясняет, как правильно составлять жалобу на действия и бездействия налоговиков, а также выпущенные Федеральной налоговой службой ненормативные акты.
В документе подчеркивается, что лицо имеет право оспорить решения или действия налоговиков, которые, по мнению заявителя, нарушают его права. Обратиться с жалобой статья 138 НК РФ позволяет и в том случае, если налогоплательщик хочет оспорить вступившие в силу ненормативные акты ФНС. Решения о привлечении/отказе от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, которые еще не вступили в силу, можно оспорить, подав апелляционную жалобу.
При этом правила оформления обычной и апелляционной жалобы едины, отмечает Минфин, ссылаясь на статью 139.2 НК РФ. Такое обращение должно быть составлено в письменном виде и содержать следующую информацию:
- персональные данные заявителя;
- сведения об обжалуемом предмете (решении, акте, действии);
- основания, по которым права лица были нарушены;
- требования заявителя.
Жалобу разрешается дополнять документами, подтверждающими доводы обратившегося налогоплательщика.
Подробностей о том, каким образом и куда подавать жалобу, в письме Минфина нет. Зато на сайте ФНС подобная информация доступна всем желающим. В частности, налоговики отмечают, что лицо имеет право подать обращение лично или через представителя. Саму жалобу можно отправить по почте, отнести в канцелярию налогового органа либо передать через окно приема документов в налоговой инспекции.
Материал по теме
Кодекс административного производства начинает действовать с 15 сентября 2015 года
В ФНС подчеркивают, что лицо направляет жалобу в тот налоговый орган, документы, действие или бездействие которого хочет оспорить. В дальнейшем это заявление направят в вышестоящий орган, где рассмотрят его обоснованность.
Напомним, что с 15 сентября в России заработал новый Кодекс административного судопроизводства (КАС). По нему можно оспаривать нормативные документы и подзаконные акты, принятые органами управления всех уровней. Однако решения налоговой службы и внебюджетных фондов, принятые в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, оспорить по этим нормам не получится. Порядок их обжалования прописан в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, и, несмотря на появление КАС, он остался неизменным.
Материал по теме
Оспорить письма Минфина можно будет в Верховном Суде
Не исключено, что в будущем оспорить письма ФНС и Минфина, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, можно будет в Верховном суде. На этом настаивают в правительстве после заключения КС РФ о том, что в стране нарушаются права на судебную защиту при оспаривании актов ненормативного характера, но обладающих нормативными свойствами. Пакет поправок в действующее законодательство сейчас находится на рассмотрении Госдумы, и если изменения одобрят, правила подачи и оформления жалоб тоже могут измениться. Пока же налогоплательщикам необходимо обжаловать решения и акты налоговиков по правилам, предусмотренным в Налоговом кодексе РФ.