Алена
233

ККТ придется полностью заменить

Минфин настаивает на установке «умных» касс уже в следующем году.

С 1 января будущего года начнется переход традиционных контрольно-кассовых машин на так называемые «умные» кассы – аппараты, которые передают информацию о пробиваемых чеках и суммам по ним сразу в Налоговую службу. Реформирование системы запланировано [X=http://regulation.gov.ru/project/24887.html?point=view_project&stage=2&stage_id=18881;T= поправками] в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», выставленными несколько дней назад на обсуждение на Едином портале размещения информации.

По задумке Минфина – автора инициативы, новое поколение касс должно выдавать и электронные, и бумажные чеки. В то же время все данные будут поступать к налоговикам через интернет и храниться в специальной базе.

Чтобы для предпринимателей применение нового типа касс не было ударом, чиновники предлагают внедрить новшество не сразу. Работающую контрольно-кассовую технику (ККТ) позволят и дальше использовать, но не более 7 лет с момента ее первой регистрации. В то же время предусматриваются определенные «поблажки» для некоторых видов деятельности. В частности, не применять ККТ разрешат при:

  • продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота;

  • продаже ценных бумаг;

  • продаже проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

  • обеспечении питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

  • осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;

  • продаже в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте;

  • торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

  • торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

  • торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;

  • приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях;

  • продаже по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

От обязанности применять «умные» кассы освободят также предпринимателей, которые работают с платежными терминалами, а также тех, чья деятельность осуществляется в отдаленных или труднодоступных районах, поскольку интернета здесь либо нет, либо работает он с перебоями.

Как поясняется Минфин, действующая система учета оборота торговли и оказываемых услуг имеет множество недочетов, ведущих в итоге к занижению налогооблагаемой базы и, как следствие, сокращению доходов бюджета.

Вот как комментируют сами разработчики причины нововведения:

О недостаточной эффективности действующей системы ККТ свидетельствуют результаты контрольной работы налоговых органов, с которыми можно ознакомиться на сайте ФНС России nalog.ru. За последние годы больше половины оперативных проверок, а в 2014 году более 80 процентов оперативных проверок, выявили нарушения в сфере применения ККТ, что свидетельствует о необеспечении хозяйствующими субъектами полноты учета выручки в таких высокорисковых сферах как торговля и услуги и, соответственно, потерях бюджетной системы страны. При этом в настоящее время налоговый инспектор имеет доступ к ККТ фактически в двух случаях: при выходе на место установки ККТ в ходе проверки или при ежегодной перерегистрации ККТ в налоговом органе. То есть контроль может обеспечиваться только при физическом контакте налогового инспектора и кассового аппарата, что трудозатратно, не обеспечивает достижения цели контроля, и при этом не исключает проверки добросовестных налогоплательщиков. Передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде позволит перейти на бесконтактную систему администрирования ККТ, при которой будет возможна электронная регистрация ККТ и построение максимально риск-ориентированного подхода к контрольной работе. Как показывает мировой опыт, внедрение подобных систем позволяет существенно снизить количество проверок, сосредоточиться только на недобросовестных компаниях. Оперативное получение информации о расчетах делает компанию настолько прозрачной для налоговых органов, что выходить с проверками нет необходимости, а значит, снижается нагрузка на бизнес. Выявлять потенциальных нарушителей позволит риско-ориентированный автоматизированный систематический и многофакторный анализ. При этом предлагаемая система позволяет любому покупателю в момент совершения покупки удобно и быстро, в том числе с помощью бесплатного мобильного приложения, проверить факт учета выданного ему кассового чека.

В Минфине также подчеркивают, что предприниматели остались довольны результатами эксперимента, проведенного ранее, по внедрению «умных» касс. И сами участники опыта это подтверждают. Так, по словам руководителя PR подразделения компании «М.Видео» Антона Пантелеева, за год на проверке и техобслуживании инновационных касс сеть магазинов может сэкономить порядка 14 миллионов рублей. Правда, эксперт оговаривается, что вся техника на время эксперимента предоставлялась бесплатно, и если стоимость нового поколения ККТ будет приемлемым, то торговые сети, действительно, могут сэкономить.

Впрочем, даже если экономии не получится, предприниматели вынуждены будут поставить новую технику. Ведь, документом, предложенным Минфином, предусматриваются еще и штрафы за отказ выполнять очередные требования властей. В частности, за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, юридических лиц обещают штрафовать на 3 тысячи рублей, граждан – на 1,5 тысячи рублей. А за неприменение обновленных машин чиновники предлагают взыскивать с предпринимателей «от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники».

Напомним, эксперимент по внедрению «умных» касс проводился с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырёх регионах - Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 657. Несмотря на то, что некоторые предприниматели остались недовольны качеством программного обеспечения, ФНС в итоге посчитала, что вводить «умные» кассы стоит повсеместно.

Алена