Юлия
461

Пенсионная реформа: крутые повороты в неизвестном направлении

Дискуссии о том, какой быть пенсии у россиян не прекращаются. Чиновники финансовой сферы хотят сэкономить, чиновники социальной сферы стараются совместить экономию с сохранением социальных гарантий, президент говорит о том, что повышать пенсионный возраст пока не время, а премьер-министр информирует о дефиците средств в ПФР.

Содержание

Конфликт интересов экономического и социального блоков российской власти в вопросах перспектив пенсионного обеспечения россиян уже давно лихорадит умы и прессу. Множество решений, принимаемых в последнее время по вопросам реформирования пенсионной системы носит, подчас, хаотичный характер. Минфин и Минтруда иногда напоминают лебедя, рака и щуку, из известной басни Ивана Крылова. Имея одну цель - сокращение расходов бюджета и повышение доходности Пенсионного фонда России, министерства никак не могут договориться, какой путь правильнее. Если Минфин делает ставки на накопительную пенсию и ратует за повышение пенсионного возраста, то Минтруда не против отменить накопительную часть пенсии и сохранить существующий пенсионный возраст. В любом случае, определиться по этому вопросу власти придется в самой ближайшей перспективе, ведь право россиян на социальное обеспечение прописано в статье 39 Конституции РФ, а дефицит бюджета ПФР неуклонно растет.

Российская пенсионная система в сравнении с другими странами

Из мирового опыта следует, что наиболее эффективными являются многоуровневые пенсионные системы. В МПС накопительная часть пенсии сочетается с социальной и обеспечивает более высокий уровень благосостояния пенсионеров, в сравнении с более простыми подходами к начислению пенсий - коэффициент замещения на МПС не бывает ниже 60 процентов. Эксперты отмечают, что многоуровневая пенсионная система России на сегодняшний день является одной из самых устойчивых в мире. К таким выводам пришли специалисты из Организации экономического сотрудничества и развития в опубликованном рейтинговым агентством "Эксперт РА" на днях аналитическом докладе "Развитие многоуровневых пенсионных систем: социальные и экономические факторы".

Примечательно, что как развитые, так и развивающиеся страны, оказавшись в ситуации демографического старения населения, стараются совместить в своей пенсионной системе страховые и накопительные элементы. Такой подход оказывается оправданным на долгосрочную перспективу - снижается давление на бюджет страны, но повышается уровень благосостояния пенсионеров. Однако, чтобы ощутить эффект от МПС в полной мере необходимо подождать - эти меры рассчитаны не на тех пенсионеров, которые уже вышли на пенсию или лиц предпенсионного возраста, дорабатывающих свои последние годы перед пенсией, а на зрелую и работоспособную часть населения - 35-40-летних граждан. Именно им предстоит почувствовать все преимущества от обязательной накопительной части пенсии. Если, конечно ее не отменят раньше, чем они достигнут пенсионного возраста.

[C=742]

Некоторые страны все же отказались от накопительной части пенсии. В Польше и Венгрии пошли другим путем. Это на некоторое время повысило их доходы от пенсионных отчислений, однако не смогло решить проблемы увеличения расходов, связанных со старением населения и увеличением численности людей пенсионного возраста. В итоге, по мнению экспертов, расходы этих стран приведут к снижению пенсионных выплат пенсионерам примерно на 15 процентов.

Оценивая российскую пенсионную систему, эксперты отмечают ее устойчивость. Так, по данным рейтинга Allianz о долгосрочной устойчивости пенсионных систем, пенсионная система нашей страны занимает 14 место. Тогда как Польше отвели 22 место, а Венгрии- вообще 32-е. Это однозначно свидетельствует о перспективности российской МПС, но совершенно не исключает существующих в ней проблем.

Большинство экспертов признают, что основа устойчивости заключается в пенсионной реформе 2002 года, когда в пенсиях россиян появилась накопительная часть. В настоящий момент пенсионную систему сильно штормит еще и потому, что власти никак не могут определиться с судьбой накопительной пенсии. Мнения постоянно расходятся. Но и кроме этого существует немало проблем - большое количество категорий лиц, имеющих право на досрочную пенсию, достаточно низкий, в сравнении с другими странами возраст выхода на пенсию, несовершенство законодательства, направленного на контроль и возможность инвестирования пенсионных накоплений.

Пенсионный возраст - краеугольный камень пенсионной системы РФ

О повышении пенсионного возраста дискуссии ведутся достаточно давно и на всех уровнях. Можно смело сказать, что этот вопрос является одним из самых болезненных для нашего общества и повышение порога возраста для выхода на пенсию окажется очень непопулярным решением для того, кто его в итоге вынужден будет принять.

В ходе прямой линии с россиянами президент России Владимир Путин уделил этому вопросу достаточно много времени. Он признал, что необходимость повышения пенсионного возраста есть, но пока российское общество к этому попросту не готово. Если средняя продолжительность жизни граждан России перешагнула порог 71,5 лет, то средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет всего 65,5 лет. Как емко отметил глава государства, повышение пенсионного возраста до 65 лет при таких условиях приведет к тому, что мужская половина россиян не сможет даже толком пожить на пенсии. В тех развитых странах, где возраст выхода на пенсию повышен, средняя продолжительность жизни населения выше, чем в России - констатировал президент. Однако вопрос остался незакрытым и решать его все равно необходимо. Ведь расходы бюджета на обеспечение граждан пенсиями очень велики - к примеру, в 2008 году трансферт федерального бюджета в ПФР составлял около 1,049 трлн рублей, а в 2016 году, при условии возврата денег в накопительную часть пенсий, он должен составить 2,7 трлн рублей. А это 3 процента от российского ВВП.

[C=743]

Надо отметить, что как раз финансовые проблемы российского бюджета, связанные с финансированием ПФР, испытывающего постоянный дефицит, больше всего волнуют Минфин России. Министерство муссирует тему повышения пенсионного возраста уже давно и занимает твердую позицию - увеличивать нужно до 65 лет, без дифференцирования для мужчин и женщин. Министр финансов РФ Антон Силуанов за день до прямой линии президента, 15 апреля 2015 года заявил, что повысить пенсионный возраст до 65 лет необходимо незамедлительно.

Эксперты считают, что поводом для очередного демарша в сторону повышения пенсионного возраста стала публикация 14 апреля 2015 года проекта Федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год». В этом документе содержаться данные, что дефицит бюджета ПФР в 2014 году равен 31 млрд рублей, а размер трансферта из бюджетной системы в ПФР - 2,4 трлн рублей, что составило 40 процентов от всех доходов ПФР. Такое увеличение бюджетного трансферта связано с более высокой индексаций социальных пенсий - на 11,4 процента, вместо 7 процентов, запланированных ранее. Кроме того, в Минфине считают, что уход на пенсию в 55-60 лет высококлассных технических специалистов негативно скажется на программе импортозамещения. Они просто не смогут передать свой опыт молодым специалистам.

[C=744]

Антагонистом в вопросе повышения пенсионного возраста по отношению к Минфину выступает Минтруда. Его глава Максим Топилин отмечает, что такая мера не даст ощутимой экономии для бюджета, а вопрос повышения доходности ПФР следует решать иными методами. К примеру, министерство давно озабочено вопросом досрочных пенсий. В Минтруда считают, что поскольку категорий "досрочников" в России очень много, то и решать первоочередным порядком необходимо вопрос связанный с сокращением или полной отменой досрочных пенсий, а также с переходом работников, имеющих право на досрочную пенсию в негосударственные пенсионные фонды. Для этого даже был разработан законопроект, предусматривающий отмену обязанности работодателей с вредным производством уплачивать за своих работников дополнительные страховые взносы в 4 и 8 процентов, при условии участия предприятий в программе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников.

Во время отчета Правительства РФ о результатах работы в 2014 году перед депутатами Государственной Думы РФ 21 апреля 2014 года премьер-министру Дмитрию Медведеву задал вопрос о повышении пенсионного возраста депутат ГД РФ от фракции Единая Россия Валерий Трапезников. Он отметил, что население страны не готово к повышению возраста выхода на пенсию, однако, понимая необходимость этой меры, можно начать с депутатов, сенаторов и чиновников. Премьер отметил, что действительно начинать лучше всего с себя, поэтому если такая инициатива будет вынесена на обсуждение, то Правительство РФ ее поддержит. Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что пенсионный возраст - это очень щепетильная тема. Решение по ней может быть принято только после многоплановой и очень аккуратной дискуссии. Такое решение не должно затронуть тех людей, которые уже сейчас готовы выходить на пенсию, согласился премьер с позицией президента.

[C=745]

Неизвестность с накопительной частью пенсии, отмена досрочных пенсий, лишение пенсий работающих пенсионеров... Что дальше?

Не удивительно, но после прямой линии президента, глава Минфина Антон Силуанов немного изменил риторику. Буквально на днях он выступил за отмену досрочных пенсий, отметив, что сделать это необходимо до рассмотрения бюджета на будущий год. Министр заметил, что главной задачей является сокращение бюджетного трансфера в ПФР всеми доступными способами.

[C=747]

Такая позиция перекликается с позиций Минтруда, который давно собирается отменить государственные досрочные пенсии. Перевод такого пенсионного обеспечения в негосударственные пенсионные фонды приведет к резкому сокращению числа досрочных пенсионеров, а государство снимет с себя все гарантии по их социальному обеспечению до достижения пенсионного возраста. Доля досрочных пенсионеров в России составляет примерно четверть всех работников отраслей строительства, промышленности, транспорта и связи. Эксперты отмечают, что от такого шага можно получить и ряд негативных последствий, например, рост производственной инвалидности.

[C=746]

Но если сравнить эффект от отмены накопительной части пенсии и от отмены досрочного выхода на пенсию, перевес оказывается явно на стороне последней меры. Ведь если от отмены накопительных пенсий бюджет скорее проиграет, то отмена "досрочников" позволит сэкономить бюджету около 450 млрд рублей ежегодно. Кроме того, эффект от такой меры будет незамедлительным, даже с учетом того, что министр финансов пообещал не вводить никаких изменений для тех пенсионеров, которые уже получают досрочную пенсию.

Кстати, большинство из таких пенсионеров продолжают работать. И это еще одна статья для экономии средств ПФР, за воплощение которой уже взялись на законодательном уровне - проект закона об ограничении пенсий для работающих пенсионеров разработан Минфином и получил одобрение Правительства РФ. В документе ограничивается выплата страховой пенсии работающим пенсионерам, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсию смогут получать только те пенсионеры, чья общая сумма заработной платы и других вознаграждений, начисленных в их пользу не будет превышать 1 млн. рублей в год или около 83 тысяч рублей в месяц. Пересчет планируется делать ежемесячно, и восстанавливать выплату, если заработная плата окажется ниже обозначенного порога. Эта инициатива уже вызвала множество отрицательных откликов, но все же будет рассмотрена депутатами Госдумы РФ.

Еще одна инициатива Минтруда по оптимизации пенсионных расходов касалась принципа расчета накопительной пенсии. Чиновники предложили дифференцировать эти выплаты по гендерному принципу, аргументируя, что продолжительность жизни у женщин больше, а на пенсию они выходят раньше мужчин. Поэтому, так называемый "период дожития", время, в течение которого выплачивается пенсия, у женщин оказывается больше, значит в итоге они получают больше средств, чем мужчины с аналогичным стажем и заработной платой. На защиту интересов женщин-пенсионерок встала Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. После переговоров с депутатами специалисты Минтруда внесли поправки в проект постановления Правительства РФ и отменили принцип расчета с учетом половой принадлежности. Теперь пенсия женщин не будет ниже пенсии мужчин примерно на 150 рублей, как могло быть если бы инициатива получила поддержку.

Тема накопительной пенсии наконец получила долгожданную развязку - премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что принято решение оставить накопительную пенсию россиянам. Он дал поручение главам Минфина и Минэкономразвития подготовить предложения по эффективному использованию финансового ресурса от накопительной части пенсии как дополнительного источника роста российской экономики. Именно в пенсионных накопления россиян Правительство РФ увидело источник длинных денег, которые можно использовать как для погашения дефицита российского бюджета, но и на инвестирование в важные отрасли на развитие экономики, особенно с учетом сокращения внешнего финансирования.

Решение премьера поддержал министр финансов РФ Антон Силуанов. Он отметил, что министерство уже разрабатывает необходимые механизмы для инвестирования средств НПФ, которые позволят превратить накопительные пенсионные средства в полноценного внутреннего инвестора, который так необходим сейчас российской экономике.

[C=752]

Однако, глава Минтруда Максим Топилин заявил, что решение о сохранении накопительной пенсии необходимо уточнить, чтобы понять, в каком именно виде она должна быть сохранена - в виде обязательных или добровольных отчислений. Со слов премьера, по мнению министра труда, это не до конца понятно. Кроме того, Максим Топилин считает, что необходимы дополнительные консультации и обсуждения по данному вопросу. А это значит, что точку в дискуссии по вопросу быть или не быть у россиян многоуровневой пенсионной системе, пока слишком рано.

Пенсия волнует всех россиян, перешагнувших порог тридцатилетия. Именно в этом возрасте постепенно приходит осознание, что молодость это не навсегда и рано или поздно придется уйти на заслуженный отдых. Но будет ли этот пенсионный отдых обеспеченным? К сожалению большинство граждан понимают, что рассчитывать в этом вопросе пока придется большей частью на себя. Ведь российские законодатели никак не могут привести пенсионную систему к единому знаменателю - замораживают накопительные пенсии, вводят новые системы расчетов социальной пенсии с баллами и дискутируют о повышении возраста выхода на пенсию. К чему все это приведет в конечном итоге? Наверное скоро узнаем. Петербургский правовой портал продолжает следить за перипетиями пенсионной реформы в России.

Юлия