Важные изменения законодательства 2015 года ~ О которых необходимо помнить руководителю
В 2014 году законотворцы потрудились на славу, как итог - в каких-то сферах с начала года, в каких-то - чуть позже, начинают всплывать изменения. Петербургский правовой портал совместно с юридическим бюро «Правовой партнер» отобрали те моменты, которые особенно важны любому руководителю.
Недвижимость
Гражданский кодекс РФ предусмотрел возможность отчуждать объект незавершенного строительства, в связи с прекращением действия договора аренды участка на котором располагается данный объект. Недострой может быть изъят у владельца по решению суда путем его продажи на публичных торгах. Установлены новые правила проведения указанных торгов, которые вступят в в силу с 1 марта 2015 года. Исключение - если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.
Может пригодиться: объекты бухгалтерского учета
Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ вносит изменения в Земельный кодекс РФ. Цель поправок - оптимизация процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Теперь чиновники могут выделять земельные участки в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального. Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях. Свободные земельные участки выставляются на торги на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение - если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.
Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил, указанные полномочия реализуют муниципальные районы. В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.
Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Данные поправки вступают в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. № 1244 утверждены правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», данное постановление вступает в силу с 1 марта 2015 года. Согласно законодательству земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться без предоставления участков и установления сервитута в следующих случаях:
- для инженерных изысканий;
- для ремонта линейного объекта;
- для возведения временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и других материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
- для геологического изучения недр;
- для деятельности по сохранению и развитию традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (кроме земель лесного фонда).
В Письме Минэкономразвития России и ФАС России дано разъяснение по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов. По общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком. Органы власти и местного самоуправления оказывают имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Разъяснено, что указанным категориям лиц имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы без учета оценки рыночной стоимости объекта.
Дополнительно: как узнать кадастровую стоимость земельного участка
Долговые обязательства
С 1 января 2015 года в рамках налогообложения прибыли применяются новые правила учета доходов (расходов) при совершении контролируемых сделок с долговыми обязательствами. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ. Доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный, исходя из фактической ставки по договору, с учетом положений Налогового кодекса РФ о взаимозависимых лицах, если иное не установлено кодексом. Приоритетным для таких сделок является метод сопоставимых рыночных цен. Исключение сделано для сделок с долговыми обязательствами, в которых одной из сторон является банк. Для них определены интервалы предельных значений процентных ставок (если пользоваться международной терминологией «безопасные гавани»). Границы интервала зависят от валюты, в которой выражено долговое обязательство. Приведены конкретные примеры. Если процентная ставка по сделке находится в границах установленного интервала, то она признается рыночной априори. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования к сумме доходов по таким сделкам, за соответствующий календарный год, для целей признания их контролируемыми. Таким образом, вышеуказанные сделки признаются контролируемыми, независимо от суммы доходов, полученных по таким сделкам в соответствующем календарном году.
Для информации: что такое рекстуризация долга
Деофшоризация
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, внесены изменения, в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
Поправки касаются налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Главная задача - создать действенный механизм пресечения использования низких налоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды. К контролируемым иностранным компаниям отнесены иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами России, и иностранные структуры без образования юридического лица, которые контролируются российскими налоговыми резидентами.
- Контролирующими лицами признаются физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации превышает 25% (до 2016 года - 50%), а также лица с долей участия (для граждан - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) более 10%, если доля прямого и (или) косвенного участия всех налоговых резидентов России в этой организации превышает 50%.
- Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если она составила более 10 млн. рублей (за 2015 год - 50 млн. руб., за 2016 год - 30 млн. руб.).
Предусмотрены основания освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения. Например, если компания расположена в государстве, с которым у России имеется международной договор по вопросам налогообложения, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций. Контролирующие лица должны представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в иностранных организациях, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Налог, исчисленный в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, уменьшается на налог, уплаченный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства. Вводится понятие налогового резидентства организаций. Налоговыми резидентами России помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством нашей страны, признаются организации, местом фактического управления которых является Россия. Причем иностранной организации дано право самостоятельно признавать, себя налоговым резидентом России, а также отказаться от этого статуса Предусматривается налоговая ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим лицом налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. При этом за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой налога в результате не включения в налоговую базу в 2015-2017 годов прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность наступать не будет при условии полного возмещения ущерба, нанесенного бюджету.
Дополнительно: оптимизация налогообложения
Налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года скорректирован Налоговый кодекс РФ. Поправки, внесенные Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, предусматривают введение института налогового мониторинга. Между налогоплательщиками, удовлетворяющими определенным критериям, и налоговыми органами будут заключаться соглашения о расширенном информационном взаимодействии. В результате налоговые органы получат доступ к данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
Налоговый мониторинг будет проводиться на основании соответствующего решения налогового органа по запросу налогоплательщика, которое позволит налоговикам на постоянной основе иметь доступ к данным учета компании. От подачи деклараций это не освободит. Налогоплательщик лишь выбирает, будет он сам регулярно подавать налоговикам в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставит налоговому органу доступ к своим информационным системам. Право на мониторинг получат компании (участники КГН - начиная с 2016 года) с оборотом от 3 млрд. рублей в год, активами от 3 млрд. и налоговой нагрузкой в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ не менее 300 млн. рублей в год. Решение о мониторинге принимается на один календарный год. Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг. Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 июля. Закон предусматривает освобождение от пеней и исключение вины налогоплательщика в случае, если он последовал мотивированному мнению налогового органа, данному в ходе налогового мониторинга. Мотивированное мнение составляется налоговиками самостоятельно (если обнаружены нарушения) или по запросу компании. В случае разногласий во мнениях налогоплательщика и налоговиков по определенному вопросу устанавливается возможность "договориться" посредством взаимосогласительной процедуры, в результате которой мнение налоговиков может измениться или остаться прежним. Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом. Налогоплательщик при этом сможет обращаться в налоговый орган за его мотивированным мнением по неоднозначным вопросам налогообложения.
Может пригодиться: сдача электронной отчетности
Банкротство
29 декабря 2014 года принят Федеральный закон № 482-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Основные изменения коснулись повышения совокупного объема требований к юридическому лицу до 300 тыс. рублей, при котором арбитражным судом может быть возбуждено производство по делу о банкротстве, а в отношении стратегических организаций и субъектов естественных монополий - с 500 тыс. до 1 млн. рублей. До обращения в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом необходимо не менее чем за 15 календарных дней опубликовать уведомление о намерении подать такое заявление путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Отменен ранее действовавший порядок, при котором организация, подающая в суд заявление о собственном банкротстве, может указать в нем кандидатуру временного управляющего или СРО арбитражных управляющих, из состава которого должен быть назначен временный управляющий. Вместо этого в заявлении организация указывает СРО арбитражных управляющих, которая была определена посредством случайного выбора на стадии опубликования уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Установлены основания, по которым суд может отказать в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего на той или иной стадии производства по делу о банкротстве. До 100 тыс. рублей увеличены административные штрафы за неправомерные действия при банкротстве. За неисполнение обязанностей, установленных законодательством в сфере банкротства, будут наказывать не только арбитражных управляющих, но и реестродержателей, организаторов торгов, операторов электронных площадок. Введена санкция за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по направлению учредителям (участникам, собственнику имущества) должника сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом. За это штрафуют на сумму от 25 тыс. до 50 тыс. рублей или применяют дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет. Предусмотрено создание СРО операторов электронных площадок. Они устанавливают обязательные для выполнения своими членами стандарты и правила профессиональной деятельности. Определяются порядок приема в такие СРО, исключения из их состава; органы управления СРО и др. При продаже в ходе конкурсного производства имущества должника, находящегося в залоге, его начальная продажная цена, порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
Еще один пункт изменений - банкротство физических лиц. Федеральный закон от 29 декабря 2014 № 476-ФЗ позволит росиянам объявлять себя банкротами уже с 1 июля 2015 года. Полезными можно считать те обстоятельства, что после прохождения всей процедуры банкротства, физическому лицу уже не надо будет погашать долг, и судебные приставы не будут преследовать должника. Заявление о признании банкротом принимается арбитражным судом, если требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. рублей. Все имущество подлежит конфискации и продаже с аукциона, за исключением жилья, которое является единственным местом для проживания, бытовой техники на сумму не более 30 тысяч рублей. Не будут, также изымать предметы первой необходимости и наличные денежные средства на сумму не более 25 тыс. рублей. Процедура реструктуризации долга составляет 6 месяцев, и может быть продлена по ходатайству участвующих в деле лиц. Максимальный срок на реструктуризацию составляет не более 3 лет. Если гражданин не сможет выполнить свои обязательства в установленный срок, то суд признает его банкротом. Схему банкротства будет проводить финансовый управляющий, его вознаграждение составит фиксированную сумму - 10 тыс. рублей и проценты. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяется мировое соглашение. Помимо прочего, в закон о порядке выезда из России будет добавлена норма о том, что право гражданина, признанного банкротом, на выезд из страны может быть ограничено до завершения или прекращения производства по делу. Петербургский правовой портал продолжает следить за изменениями в законодательстве. С актуальными публикациями вы можете познакомиться в разделе Статьи.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ
<Письмо> Минэкономразвития России N 19491-ЕЕ/Д05и, ФАС России N АК/32618/14 от 14.08.2014
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ
Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ
Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244
Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1299
Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ
Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ
Статья 105.26 НК РФ. Общие положения о налоговом мониторинге