385

Программы для самостоятельного ведения бухучета

Действительно, чтобы вести бухгалтерский учет своего бизнеса малому предпринимателю отдельный специалист не требуется. Он вполне может это делать своими силами. Для этого ему, конечно, придется подучиться основам бухгалтерии, но в конце концов, горшки тоже не боги обжигают. А бухгалтерские горшки и вовсе сегодня «обжигают» компьютерные программы. Это известно всем.

Так, все знают, например, про 1С Бухгалтерию. Знают, что есть программа с таким названием, в которой работает чуть ли не три четверти российских бухгалтеров. Сложновато на первый взгляд и непривычно, но все равно освоить можно. А если решите купить, так можно еще и пару уроков с установкой в придачу получить – со скидкой или бесплатно. Более того, у 1С имеются программные продукты, специально разработанные для того или иного вида деятельности. Держите вы торговую точку? Пожалуйста, у 1С есть решение – «Розница 8». Работаете в индустрии туризма? Вам тогда подойдет «Предприятие 8. Турагентство». Одним словом, ставь программу, заводи в нее первичные документы, а дальше все компьютер все сам сделает. Ну или если не все, то многое из того, что делает бухгалтер точно.

Не нравится вам 1С? Пожалуйте в «Бухсофт». Это тоже разработчик ПО для учета и управления. Набор приложений у него, пожалуй, будет поменьше, чем у 1С, но для малого бизнеса без бухгалтерской экзотики там найдется все, что нужно. Найдется даже целый список отличий от 1С – в отдельной статье. Дочитать ее до конца у меня, правда, терпения не хватило, слишком все там подробно, но тем, кто действительно захочет разобраться в тонкостях, статья будет полезна. Еще одна особенность этого разработчика – у него есть сервис «Бухсофт-онлайн», который позволяет не только вести учет, но и бесплатно формировать отчетность. Опять же, давать рекомендации по сервису не могу, так как сама не пользовалась, но если у вас есть время и желание заниматься собственной бухгалтерией, его наверняка стоит включить в свой тестовый список.

Касательно программ учета, как сервиса – сейчас это, вообще, отдельное направление. Смысл его в том, что вам не нужно покупать программный продукт, вы можете им пользоваться с сети, арендуя нужное вам приложение. Введите в Яндекс или Гугл «арендовать 1С» или что-то подобное, и вам будет предложен выбор из по меньшей мере десятка поставщиков этой услуги. Стоимость ее зависит от типа программы, количества пользователей и других факторов, но в целом примерно за 1 000 руб в месяц вы можете подобрать то, что вам нужно. Плюс такого способа в том, что все обновления – это ответственность поставщика услуги, и они уже включены в стоимость. Минус – это та же цена. Притом что она вроде бы и небольшая, но учитывая, что платить ее придется каждый месяц на протяжении всего срока пользования услугой, конечная стоимость программного продукта для вас будет в несколько (много!) раз выше, чем если бы вы установили его на свой компьютер, то есть купили коробочную версию ПО.

Стоимость программы в любом ее виде, однако, не будет иметь значения, если вспомнить, что бухгалтерия малого бизнеса это не только занесение (выставление) первичных документов, но то, как они учитываются. Иными словами, это еще и бухгалтерские проводки. Да, большинство типичных проводок предприниматель в состоянии освоить самостоятельно. Но стоит только возникнуть нестандартной ситуации, – а с развитием бизнеса они возникают у всех – как ее учет превратится в проблему. Ее, конечно, можно и игнорировать какое-то время или решить как придется, но она обязательно выползет в будущем периоде. И когда это случится, устранять ее последствия будет сложнее и дороже. Особенно, если это произойдет при проверке, потому что для устранения придется привлекать квалифицированного специалиста.

Есть еще одна причина, почему бухгалтер может вам пригодится. Учет и налоговая отчетность – это хотя и главная, но не единственная его функция. Кроме них в его ведение также входят кадры, расчет и подача сведений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Для этих расчетов также есть свои приложения, как отдельные, так и в составе программных комплексов. Освоить их – не бог весть какой труд. Проблема в том, что сведения, которые вы подаете в ПФ и ФСС завязаны не на ваш бизнес, а на положение (социальное, семейное и т. п.) вашего работника. Отслеживать это положение – дело трудоемкое и крайне неблагодарное. А от того, как вы его отследите и, соответственно, рассчитаете взносы, будет зависеть правильность поданных сведений. И если в них обнаружится расхождение (даже в один рубль и даже в большую сторону), на поиски его причин у вас может уйти несколько полноценных рабочих дней. Имеется в виду полноценных бухгалтерских рабочих дней.

В моей практике такие случаи время от времени бывают. В большинстве они связаны с оплошностями самого предпринимателя или его предыдущего бухгалтера. И несмотря на то, что работу по их исправлению предприниматель оплачивает дополнительно, удовольствия мне лично она не приносит. Я бы от нее с радостью отказалась – и отказывалась. Но желающих взять ее на себя и тем самым сэкономить на стоимости моих услуг я пока не встречала.

Так что программы программами, но и настоящему бухгалтеру место в жизни малого бизнеса все еще есть.

Материал опубликован на сайте автора 13 ноября 2011 года