Всегда рекомендую «доторговаться»: 11 вопросов к Татьяне Лисовой

Содержание

Об эксперте Татьяне Лисовой:

Татьяна Лисова — эксперт с 17-летним опытом в сфере управления персоналом и консультирования. Начав карьеру как кадровый специалист, она доросла до заместителя начальника отдела и консультанта в консалтинговом агентстве. В отпуске по уходу за ребенком Татьяна начала вести блог в Телеграм, где делится своими знаниями и опытом.

На ее канале можно найти информацию о трудовом праве, изменениях в законодательстве, кадровых мифах и требованиях к подбору персонала. Татьяна также управляет практическим Клубом, где делится документами, лайфхаками и отвечает на вопросы подписчиков.

О совмещении кадровой работы и блоггинга

Вы совмещаете роли практикующего кадровика и владельца популярного Telegram-канала. Как вам удается эффективно управлять всеми этими обязанностями? Какие инструменты помогают вам поддерживать баланс между различными направлениями деятельности?

Совмещать эти роли бывает непросто, но вполне выполнимо при правильном подходе и использовании подходящих инструментов. Начинался блогинг в отпуске по уходу за ребенком. Сейчас у меня неполная занятость в силу семейных планов.

Создание контента и управление каналом происходит по вечерам либо рано утром, пока спят домашние, ну и по выходным иногда.

Мне помогают четкое планирование и тайм-менеджмент, самодисциплина и страсть к тому, чем занимаюсь.

Использую приложение для составления списков задач и ставлю себе четкие дедлайны для работы и ведения канала. Это помогает эффективно использовать драгоценное время. Для канала из инструментов — отложенный постинг для публикаций. Бывают дни, когда посещает муза и пишутся несколько постов заранее.

О цифровых инструментах в работе кадровика

Сейчас работа все больше связана с использованием современных технологий, чатов с искусственным интеллектом. Как вы применяете современные цифровые инструменты в своей деятельности? Какие из них являются действительно полезными, а какие — просто игрушкой? Какие технологии надо осваивать уже сейчас, чтобы быть конкурентоспособными в будущем?

В этом плане я, скорее, мамонт.

Чат-боты и системы на основе ИИ, безусловно, помогают повысить продуктивность, автоматизировать рутинные задачи и даже принимать некоторые решения в определенных областях. У меня есть несколько чатов обратной связи. Это удобно. Боты вроде ChatGPT для меня, скорее, игрушка. Чтобы получить эффект от такого бота, нужно уметь правильно ставить ему задачи, а для этого понимать, как он функционирует.

Активно использую облачные сервисы для хранения и совместного доступа к файлам (Google Drive). Это удобно для совместной работы над документами.

О типичных ошибках при подборе персонала

В вашей практике с какими проблемами чаще всего сталкиваются компании при подборе персонала? Есть ли какие-то типичные ошибки, которых можно избежать, но все равно их совершают?

Проблема, особенно крупных компаний, — медленные процессы отбора. Долгое согласование и принятие решения может оттолкнуть сильных кандидатов, которые найдут другие предложения.

Еще одна проблема, связанная с персональными данными, — проверка кандидатов. Многие компании ограничиваются сейчас резюме и интервью. Этого бывает недостаточно для глубокой оценки профессиональных и личностных компетенций.

Типичная ошибка — это плохой онбординг новичков. Непродуманная программа адаптации новых сотрудников приводит к их разочарованию и увольнениям, так называемой текучести кадров.

Еще одна ошибка — это переоценка кандидатов из престижных вузов, влияние «эффекта ореола».

О меняющейся роли кадровика

Как изменилась роль кадровика за последние годы? Какие новые обязанности появились у специалистов в этой области? Как вы считаете, что должно измениться в будущем, чтобы работа кадровиков стала более эффективной?

Роль кадровика в связи с многочисленными изменениями законодательства, цифровизацией претерпела за последние годы существенные изменения. Основные трансформации — переход от операционной роли к стратегической.

Измениться должно, в первую очередь, и отношение кадровых специалистов к себе, к способам работы. Однако, как раз в этом коллеги запаздывают. В будущем востребованы будут специалисты, которые готовы обучаться и развивать новые профессиональные знания, умения и навыки. От кадровиков уже сейчас требуется умение работы с большими данными, цифровыми технологиями, системное мышление.

Важным на данном этапе, на мой взгляд, является и популяризация профессии. Необходимо повышать престиж кадровой работы, привлекать в нее молодые таланты. Много отличных кадровых специалистов уходят из профессии, выгорая.

О Soft Skills

Сейчас много говорят о soft skills. Они действительно становятся все более важными для кадровиков? Какие из них, по вашему мнению, наиболее востребованы работодателями и какие необходимы для кадровых специалистов?

Да, все больше внимания уделяется важности так называемых «мягких» навыков или soft skills. На мой взгляд, для кадровиков они действительно важны. Работодатели стали отдавать им приоритет наряду с профессиональными компетенциями.

Современному кадровому специалисту необходимо умение четко излагать мысли, активно слушать, вести переговоры.

Еще одна важная способность — находить нестандартные подходы к ситуациям, а их сейчас в кадровой сфере достаточно много.

В условиях цифровой трансформации и ускоренного ритма изменений возрастает роль гибкости и адаптивности — готовности к изменениям, открытость новому опыту. Позиция «мы так всегда делали» губительна для кадровика.

О балансе интересов работодателей и сотрудников

Вы активно взаимодействуете с работодателями и сотрудниками, консультируете и тех, и других. Как вы находите баланс между их интересами? Существует ли вообще такой баланс?

Залог успеха — диалог, учет интересов всех сторон, стремление к согласованным решениям. Я не люблю споры и суды. Консультируя ту или иную сторону, всегда рекомендую «доторговаться». Если любая из сторон пытается злоупотребить своим правом, то отказываю в консультации.

Об интересных темах для публикаций в телеграм-канале кадровика

Ваш Telegram-канал стал весьма популярным среди специалистов HR. Как вы выбираете темы для публикаций? Какие темы вызывают наибольший интерес у вашей аудитории, а какие, возможно, к вашему сожалению, — нет?

К счастью, проблем с выбором тем не бывает. Стараюсь ориентироваться на изменение законодательства и интересы читателей. Болевые точки, с которыми они сталкиваются, могут стать отличной темой для публикации с разбором конкретного кейса или лайфхаками. Суть ведения блога—- находиться в живом диалоге с читателями.

Мне интересны темы на стыке, роль трудового права в других направлениях HR, помимо кадрового учета. Они не всегда заходят.

Что касается предпочтений аудитории, то наибольший интерес традиционно вызывают практические материалы.

О пользе преподавательской работы

Ваша работа включает преподавание и консультирование. Какой из этих аспектов вы считаете наиболее важным? Как преподавание помогает вам в практической работе и наоборот?

На самом деле преподавания немного. И это как раз то, что в планах поменять в большую сторону. Сейчас обучение связано с текущей работой. У меня есть опыт обучения кадровых специалистов компании. И в этом направлении обучения мне интересно развиваться.

Преподавание и практическая работа взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это симбиоз теории и практики, который приносит пользу в обоих направлениях.

О последних значимых изменениях ТК РФ

Какие последние изменения в Трудовом кодексе оказали наибольшее влияние на вашу работу? Какие из них, по вашему мнению, были наиболее значимыми для бизнеса?

В последние годы в трудовое законодательство в целом, не только в Трудовой кодекс, вносится огромное количество изменений.

Регулирование дистанционной работы и временного перевода на нее — одна из значимых тем для бизнеса, которая стала особенно актуальной во время пандемии. А она потянула за собой активное развитие кадрового электронного документооборота (КЭДО).

Серьезные изменения в сфере воинского учета и обработки персональных данных.

Отмечается также ужесточение контроля за трудоустройством иностранцев.

Это глобальные темы, а есть еще уточнения в порядке оплаты сверхурочных работ, в порядке организации труда водителей, уточнения труда разных категорий сотрудников.

Компаниям приходилось и все еще приходится быстро адаптироваться к новым реалиям: вводить новые правила, инструкции, техническое обеспечение.

О мифах про кадровиков

В вашей работе вы, вероятно, сталкиваетесь с различными мифами о профессии кадровика. Какие из них самые распространенные? Почему, по вашему мнению, эти мифы до сих пор существуют?

Да, мифов много. У меня на канале периодически выходят посты с такой рубрикой.

Многие мифы глубоко укоренились в массовом сознании и продолжают передаваться из уст в уста.

Среди популярных:

  1. Работа кадровика — сплошная рутина с бумажками. Но техническое стучание по клавишам уходит в прошлое. Важны сейчас аналитика, разработка HR-стратегии, построение процессов.
  2. До сих пор кадровые специалисты воспринимаются как «злые тетки». Это происходит от того, что кадровая служба исторически воспринималась как «обслуживающий персонал». И сейчас далеко не все компании реализуют современную HR-модель, отдавая приоритет рутинным функциям.

Многочисленные мифы среди сотрудников и работодателей существуют от банального незнания Трудового кодекса.

Чтобы развенчать мифы, важна просветительская работа — нужно рассказывать о реалиях профессии, ее вызовах и возможностях. Сейчас нужна популяризация трудовых знаний и среди руководителей, и среди сотрудников, чтобы минимизировать риски трудовых споров.

О самых сложных вопросах в трудовом праве

С какими наиболее сложными юридическими вопросами в области трудового права вам приходилось сталкиваться? Как удалось их решить?

В практике часто встречаются сложные юридические казусы, требующие глубокого погружения в нормы трудового права.

Один из таких случаев, когда сотрудник в период длительной командировки за рубежом получил тяжелую травму, которая на длительное время лишила его трудоспособности. Дело осложнялось целым рядом факторов. Во-первых, согласно условиям трудового договора, сотрудник номинально числился в штате российского юрлица, но фактически работал на иностранную «дочку». Во-вторых, травма была получена в нерабочее время, но, в силу специфики командировки, разграничить рабочее и личное время было проблематично. В-третьих, локальные нормативные акты компании не покрывали подобных казусов, и нужно было действовать исключительно в рамках ТК РФ.

Изучалась судебная практика по аналогичным делам, составлялись возможные сценарии применения статей Трудового кодекса. В итоге удалось доказать трудовой характер травмы и обосновать необходимость приравнивания случившегося к производственной травме. Это позволило не только сохранить за сотрудником рабочее место, но и получить дополнительные компенсации и льготы на период реабилитации.

Ситуация ясно показала, как в отдельных случаях юридические нормы могут оказаться недостаточными, и требуется трактовка через призму здравого смысла и гуманного подхода к сотрудникам.

Для кадрового специалиста важно не только хорошо знать трудовое право, но и уметь применять его на практике в нестандартных обстоятельствах. Каждый такой случай — отличная школа и повод пополнить профессиональный опыт.