Коллективные иски: что это значит для потребителей и компаний?
Осень этого года для нашей судебной системы получилась очень удачной — с 1 октября все граждане страны могут подавать коллективные иски в суды общей юрисдикции. Раньше таким правом могли пользоваться лишь представители бизнеса, да и они — только в арбитраж. Новость вызвала настоящий резонанс — у потребителей развязались руки, а крупные компании, обслуживающие тысячи людей, явно занервничали.
Как это работает? И в чем польза для потребителей?
Коллективный иск — это иск, поданный в суд не от одного человека, а от целой группы людей. К такой форме иска есть свои требования:
- истцов — более 20 человек;
- у всех истцов — один общий ответчик;
- нарушены одни и те же права каждого истца;
- требования к ответчику у всех одинаковые;
- каждый выбрал один и тот же способ защиты своих прав.
Польза для потребителей здесь очевидна. Во-первых, я уверена (и я не одинока в своих убеждениях), что большинство таких споров будет касаться защиты прав потребителей — коллективный гражданский иск буквально создан для этой сферы. На второе место я бы поставила трудовые споры, и только на третье — споры с участниками ДДУ. Плюсов предостаточно, поэтому расскажу подробней.
1. Защитить себя стало проще
Все же 20 человек — картина весьма говорящая. Я думаю, что процент выигрыша у подобных дел будет очень высок, пускай и остается риск удовлетворения требований истцов не в полном объеме. Именно за счет массовости, которую предполагают коллективные иски, это заинтересует потребителей. Алкоголем травятся все, кто его пил, от некачественных рубашек кожа страдает у всех, кто их носит… Список можно продолжать бесконечно.
2. Защитить себя стало дешевле
Коллективные заявители могут неплохо сэкономить — не у каждого человека есть возможность нанять себе юриста. С появлением коллективных исков юридические услуги дешевле не стали, но так как суть вопроса у всех истцов одна, они вполне могут нанять себе одного хорошего адвоката. Либо и вовсе судиться без предоплаты юристам — например, для меня, как для инвестора и генерального директора сервиса «Право требования», финансирующего судебные процессы, коллективные иски представляют немалый интерес. Можно вложиться в дело, наняв только одного юриста, обеспечить 20 людям сразу защиту их прав, не взяв с них ни копейки, и получить неплохой «выхлоп». Думаю, многие инвесторы рассуждают так же.
3. Защитить можно не только себя
Я уверена, что коллективные иски получат широкую поддержку СМИ, особенно в первое время. Надо понимать, что став ответчиком по коллективному иску, компания потеряет все и сразу — деньги, клиентов и репутацию. Если уж строить планы на будущее, то такой порядок вещей заставит компании держать марку, лицо и не обманывать потребителя. Защитив себя, истцы, образно выражаясь, всем укажут на компанию-нарушителя пальцем. Федеральные СМИ с радостью подхватят и разнесут такую новость по всей стране, особенно если судиться будут с крупной фирмой.
Суды тоже вздохнут с облегчением — коллективные иски снимут с них часть нагрузки. Это логично, ведь судьям больше не нужно отдельно разбирать каждое из 20 дел, похожих друг на друга, как две капли воды. Достаточно изучить общий иск и принять по нему решение. Ну а для тех компаний, кому не повезло стать ответчиком, плюс только один, и то сомнительный — в суд придется съездить только один раз, а не мотаться туда каждый день.
Сферы и дела, где нужны групповые иски:
- розница;
- банковские услуги;
- сотовая связь;
- строительство;
- ДДУ;
- ЖКХ.
Вот на ЖКХ (когда можно составить коллективный иск к управляющей компании) можно остановиться подробней — так вышло, что обращения в наш сервис именно по этим вопросам стоят на первом месте. Когда за дом отвечает ГБУ или коммерческая управляющая компания (УК), которые умудряются «косячить», последствия могут быть самыми разными. Например, УК может не обеспечить нам безопасность или плохо провести ремонтные работы. Ежегодно сотни квартир на верхних этажах домов заливает с крыши — вот вам самый яркий пример прямой халатности УК. Можно вспомнить и совсем недавний случай, когда в Подольске трансформатор зарядил 400 вольт, и квартиры, подключенные к нему, серьезно пострадали — одна загорелась, а в других полностью вышла из строя вся бытовая техника. Сколько там пострадавших? Уж явно больше 20 человек, поэтому и здесь мы видим все предпосылки для коллективного иска. Конечно, конкретно в этом случае решающей станет экспертиза — если пожарники подтвердят тот факт, что повреждения техники произошли из-за скачка напряжения по вине УК, то исков будет много. УК всегда были на редкость защищены. Например, и здесь УК может заявить, что работы с трансформатором проводила не она, а подрядчик, прокладывающий кабель, или жители одной из квартир, делающих у себя ремонт. Кто окажется виноват — вопрос хороший, но такое количество пострадавших явно скажет о чем-то суду.
Даже если опустить такие масштабные случаи, как заливы верхних этажей и массовый выход техники из строя, к УК остается много вопросов. Например, бесконечные перерасчеты за водоснабжение — с людей берут деньги за воду, температура которой определена правилами СанПиНа. А жильцы замеряют фактическую температуру и видят, что до норм СанПиНа там, как до Китая. Или перерасчеты за электроэнергию — тоже не единичный случай, но это уже другая история, т. к. ответчиком будет энергетическая компания.
Как составить коллективный иск
По сути, правила того, как подать коллективный иск в суд, не сильно отличаются от правил подачи иска лицом в единственном числе:
- требования, которые участники предъявляют к ответчику, должны быть конкретными, понятными и однозначными. Например, определенная сумма возмещения, которую вы хотите получить от ответчика;
- как и при составлении других документов, содержимое искового заявления должно быть лишено эмоциональности — составлять иск лучше на холодную голову, пережив агрессию и стресс;
- исковое заявление должно состоять из фактов и доказательств — в противном случае судья просто отклонит ваш иск, не станет его рассматривать и будет прав. Из содержимого сразу должно быть понятно, в чем именно причина конфликта. Все, что может доказать вашу претензию, прикладывайте в приложениях к исковому заявлению (документы, чеки, выписки и пр.);
- исковое заявление составляется сразу от имени всех истцов — подписывается тоже всеми сразу.
Иск можно подать лично, направить заказным письмом или отправить по электронной почте в приемную суда. Кстати, совет — постарайтесь отправлять копии документов, а оригиналы приносите на само заседание. И если решили отправлять почтой, то лучше ценным письмом и с уведомлением о вручении.
Сумма требования, которую вы укажете, — это ровно та сумма, которую составляет ваш убыток. Если вы судитесь с застройщиком, который не сдает квартиры в срок, — укажите сумму неустойки. Если вы приобрели крем плохого качества — то стоимость крема, а если после него пришлось еще и лечиться (и вы можете доказать, что необходимость в лечении появилась именно из-за пользования этим кремом), то и сумму, потраченную на медикаменты и клиники. Отдельным пунктом в исковом заявлении указывается сумма компенсации морального вреда. Не завышайте сумму компенсации морального вреда, все равно суд определяет ее сам, соразмерно понесенным страданиям истца.
А ещё лучше — найдите заранее юриста, который возьмется за дело и грамотно составит иск, либо инвесторов, которые полностью профинансируют весь судебный процесс.
Для информации: как судится с работодателем о восстановлении на работе
Коллективные иски + финансирование судебных процессов
Говоря о новых возможностях для обманутых потребителей, нельзя опустить тот факт, что вместе с судебным финансированием коллективные иски станут бомбой ускоренного действия для всех нерадивых компаний. Судебное финансирование — тоже новая для нашей страны практика, суть которой очень проста: если права человека были нарушены, но нет денег на суд, он может обратиться к инвестору(-ам), которые полностью оплатят расходы на его иск. Суммы, которые инвесторы готовы вложить в дело, могут быть колоссальными — мы способны привлечь любых юристов и адвокатов, и, как правило, работаем только с лучшими. Раньше компании могли свободно нарушать права потребителей, вполне логично полагая, что человек просто не станет судиться — либо ущерб такой, что денег не осталось от слова «совсем», либо цена вопроса так мала, что игра просто не стоит свеч.
Теперь все иначе: если все верхние этажи дома залило с крыши, УК будет сложнее заниматься самоуспокоением, думая, что все последние деньги жильцы потратили на ремонт. Это, и правда, может быть так, да только вот инвесторы совсем не ограничены в деньгах: и расходы на суд закроют, и юристов наймут, и триумфально выиграют процесс. Жильцам не нужно будет скидываться на ведение процесса — и 20, и 30 человек могут выиграть дело абсолютно бесплатно, ничего не потратив на суд. Я считаю, что вместе эти практики дали нам в руки мощнейший инструмент, который снизит халатность бизнеса и покажет нам, кто чего стоит на самом деле.
Уже второй месяц каждый из нас может защитить свои права вместе с теми, кто оказался с ним в одной лодке. А я, как юрист и инвестор, могу только рекомендовать людям быть смелей и бороться за свои права. Способ, как их защитить, найдется всегда.
Автор статьи: Анна Комракова, генеральный директор сервиса гарантированного финансирования судебных процессов «Право требования»