Электронный реестр воинского учета. Что нас ждет с осени?
19 апреля 2024 года Правительство РФ постановлением № 506 утвердило документ, который ждали и которого опасались все, кто так или иначе имеет отношение к воинской обязанности, – Положение «О государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете“».
В моей семье тоже есть люди, подлежащие воинскому учету и сейчас, и в будущем, поэтому я очень внимательно ознакомилась с этим документом. Итак, что нас ждет?
О реестре
Реестр воинского учета — информационная система, разработать которую обязуется Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Минцифры).
В реестре станет аккумулироваться, храниться и обновляться широкий набор сведений о военнообязанных. Только перечисление сведений и их атрибутов занимает в документе более 14 страниц.
Для лучшего восприятия я разбила перечень сведений, входящих в реестр, на четыре блока, постаралась, где возможно, объединить и прокомментировать.
Блок 1. Сведения стандартные анкетные
Понятно, что начинается реестр с ФИО, пола, даты и места рождения, паспортных данных. Также есть пункт о дате смерти, в случае заполнения которого военнообязанный будет сниматься с воинского учета, вероятно, автоматически. Интересно, что реестр не содержит сведений о связи факта смерти с исполнением воинской обязанности. В этом случае, как правило, предусмотрены выплаты семье, льготы для членов семьи и т.д.
Следующие сведения, вероятнее всего, будут получены через информационную систему Госуслуги: ИНН, СНИЛС, адрес электронной почты и номер телефона.
Очень важными сведениями является место жительства гражданина и место его пребывания. Реестр предусматривает в том числе внесение сведений о месте проживания, не подтвержденное регистрацией, при этом в реестре указывается источник таких сведений. Я нахожусь в некотором недоумении: что, кроме личного заявления (например, о пребывании за пределами РФ), может являться достоверным источником о месте проживания?
Также Министерство обороны РФ интересует семейное положение и количество детей. Реестр содержит сведения об основных данных супруги/супруга военнообязанного, его несовершеннолетних детях, включая даты их рождения/смерти, предусматривает ссылку на соответствующие актовые записи, реквизиты документов. Информация об опекунстве и попечительстве тоже отражается в реестре.
Следующая информация, подлежащая учету, — сведения о гражданстве. Реестр содержит полные сведения о приобретении гражданства РФ, выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства или основании для постоянного проживания в иностранном государстве — например, ВНЖ. Информацию о наличии виз, в том числе учебных, дающих право на длительное пребывание за пределами РФ, реестр не содержит. Означает ли это, что выезд за рубеж на срок более 6 месяцев не станет являться основанием для снятия с воинского учета? Мне непонятно.
Блок 2. Сведения военно-учетные
Этот блок содержит информацию о военном комиссариате, в котором гражданин состоит на воинском на учете. И это ура, потому что иногда добыть эти сведения даже военнообязанному крайне сложно. В моей практике есть случай, когда два военкомата открещиваются от офицера запаса и никак не могут решить, где же он состоит на воинском учете.
Также в реестре учитываются данные о постановке на воинский учет, документы воинского учета, выданные военнообязанному, наличие права на отсрочку либо освобождение от призыва и отдельным пунктом — сведения о предоставлении отсрочки или освобождении.
Важной частью блока является учет сведений о направлении гражданину повестки военкомата, о содержании повестки, причине вызова в военкомат, о вручении/отказе от получения, о явке или неявке гражданина по повестке в военкомат.
В этот же блок я включаю пункты об исполнении Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Вернее, о его неисполнении и соответствующих последствиях, предусмотренных этим законом: административной и уголовной ответственности, применении временных мер, таких, как ограничение выезда за пределы РФ, лишение права на управление автомобилем, права на регистрацию в качестве ИП или самозанятого, права на получение кредитов, регистрацию недвижимого и движимого имущества. Также реестр содержит информацию о решениях о принятии таких временных мер, об обжаловании этих решений и о результатах такого обжалования.
Блок 3. Работа и образование
В реестре фиксируются достаточно полные сведения об обучении в образовательной организации, с фиксацией дат приказов о зачислении, академическом отпуске, отпуске по уходу за ребенком, отчислении. Учитывается также информация об обучении на военной кафедре, специальность как вузовская, так и военная. Учет документов об образовании производится не только в случае окончания российского образовательного учреждения, но и в случае, когда образование получено в иностранном государстве.
Не менее подробно фиксируется информация о трудовой деятельности. Здесь еще в реестр включается информация о приказах при приеме и увольнении, отпусках по уходу за ребенком.
Блок 4. Индивидуальные сведения
В этот блок я отнесла все оставшиеся сведения, которые, на мой взгляд, характеризуют отдельного гражданина.
Реестр воинского учета станет содержать достаточно подробную информацию о состоянии здоровья в разрезе расписания болезней, которые принимаются во внимание при проведении военно-врачебной экспертизы, информацию о наличии инвалидности с обязательной ссылкой на соответствующее заключение МСЭ.
В реестре станет фиксироваться информация о предпринимательской деятельности гражданина, а именно информация о его регистрации в качестве ИП или самозанятого и дата о снятии с учета в этом качестве.
Предусматривается фиксирование информации о выданных гражданину правах на управление транспортными средствами, спортивных разрядах и спортивных званиях.
Также в реестр вносятся сведения об уголовном преследовании гражданина, в том числе информация о приговоре, судимости, отбывании наказания, об объявлении в розыск. Обращу внимание на то, что сведения о привлечении к уголовной ответственности в связи с нарушением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» учитываются отдельно.
Предусмотрена и фиксация в реестре фактов пересечения государственной границы РФ. Эту информацию предполагается получать напрямую от Пограничной службы ФСБ России. Зачем Министерству обороны информация о передвижениях граждан — остается только догадываться.
А еще реестр будет содержать полную информацию об имуществе военнообязанного, в том числе недвижимости, транспортных сухопутных и водных средствах, воздушных судах. Вопрос, зачем Министерству обороны эта информация, также остается открытым.
Ну и напоследок в реестр вносится информация о том, является ли военнообязанный депутатом или кандидатом на выборные должности.
Как видите, перечень сведений не просто обширный, а очень подробный, и это вызывает некоторые рудиментарные опасения: «Большой брат следит за тобой». Также чем больше перечень, тем больше вероятность ошибок при внесении/переносе данных. Но будем надеяться, что заполнять реестр военные комиссариаты будут крайне внимательно и без спешки.
О сроках
Правительство РФ определило два этапа для подготовки и запуска Реестра воинского учета.
1 этап
Предварительная работа Минцифры продлится до 31 октября 2024 года. В этот срок должна быть создана сама информационная система, согласована с Министерством обороны и другими ведомствами, чтобы обеспечить техническую готовность для передачи системы в пользование Министерству обороны.
2 этап
Министерство обороны с 1 ноября 2024 года начинает пополнять реестр данными, используя имеющиеся в военкоматах данные и данные, предоставляемые другими ведомствами. Срок для окончания этого этапа Правительство РФ не устанавливает.
Когда сведения о военнообязанном будут включены в реестр, гражданин получит об этом уведомление через Госуслуги.
О плюсах
Некоторые плюсы реестра:
- военнообязанный сможет дистанционно, без визита в военкомат, вставать и сниматься с воинского учета, в том числе сообщать сведения, предусмотренные законом;
- Минобороны сможет без участия граждан актуализировать данные о гражданах на основе сведений из других госресурсов;
- будет общедоступный реестр повесток, то есть разрешено проверить информацию о своем статусе;
- военнообязанный сможет вовремя получать информацию о принятых в его отношении мерах: например, о том, что ему закрыт выезд за границу.
При идентификации через Госуслуги должна появиться возможность взаимодействия с Минобороны через личный кабинет военнообязанного.
О повестках
Реестр повесток станет содержать сведения обо всех повестках, направленных военкоматом в адрес гражданина, в нем будут храниться электронные копии направленных повесток, станет обеспечиваться доступ к личному кабинету военнообязанного в реестре повесток, возможность по запросу получить выписку из реестра.
При этом, даже в случае направления повестки почтой, повестка всегда будет считаться врученной по истечении семи дней со дня ее размещения в Реестре повесток.