Какие функции выполняет государственный земельный контроль

Государственный земельный надзор — это система мер, направленных на соблюдение реализации норм законодательства в сфере использования земельных ресурсов различными субъектами хозяйствования.

Содержание

Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта. Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.

Государственный земельный контроль: виды и подконтрольные лица

Согласно ЗК РФ, существуют следующие виды контроля:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • общественный.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль имеют одинаковые задачи, разница состоит в уровне, на котором производится их воплощение. Иными словами, государственный и муниципальный контроль направлены на пресечение действий различных субъектов, нарушающих нормы законодательства о земле. Однако второй вид контроля производится на местном уровне.

Что касается общественного контроля, то он подразумевает деятельность граждан, общественных организаций, негосударственных некоммерческих объединений, которые ведут наблюдение за действиями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении распоряжения землей. Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.

Надзорные мероприятия осуществляются в отношении:

  • частных физических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • юридических лиц;
  • представителей органов государственной власти;
  • представителей органов местного самоуправления.

Все эти лица имеют право обратиться в надзорные органы по факту нарушения их прав в части ЗК РФ. В свою очередь ведомства обязаны провести проверку для установления факта нарушения.

Какие функции выполняют контролирующие органы

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством федеральными органами. Среди контролирующих органов:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

В рамках своей деятельности эти органы следят за исполнением требований:

  • ЗК РФ и других нормативных актов в части правильного оформления участков и недопущения самозахвата земли;
  • к правильности оформления пользования участками юрлиц;
  • к целевому использованию земли;
  • к наличию и сохранности межевых знаков;
  • законодательства в сфере выделения участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • предписаний по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий и т. д.

Это далеко не полный перечень функций органов государственного земельного контроля. Для выполнения всех этих задач уполномоченное ведомство осуществляет различные проверки: плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании утвержденных графиков. Такие проверки могут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года по каждому участку. Решение о проведении внеплановых проверок принимается на основании:

  • жалоб физических и юридических лиц, а также органов власти;
  • сообщений в СМИ о нарушениях законодательства;
  • актов судебных органов.

Срок проведения проверки устанавливается соответствующим распоряжением, и он не может превышать 1 месяц.

По результатам проверок составляются акты, а также предписания по устранению выявленных нарушений. Указанные документы направляются проверяемым субъектам в течение 15 дней с момента проверки. Нарушения должны быть устранены в сроки, указанные в предписании.

Ответственность за нарушения земельного законодательства

В случае если нарушения, выявленные проверкой, не устранены в указанный период, это влечет применение штрафных санкций. Например, нарушение режима использования участков и лесов в водоохранных зонах будет стоить:

  • для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей,
  • для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей,
  • для юрлиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такие меры предусмотрены статьей 8.12 КоАП РФ.

В 2014 году закончила МАУП по специальности экономика. С 2013 по 2014 год работала секретарем в компании "Недвижимость и инвестиции". С 2015 года - автор PPT